Полным ходом идет разработка новой Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года. Разработчики условно выделили пять основных направлений, на которых Губернатору и Правительству предстоит сосредоточиться в ближайшее время. Среди них одна из острейших проблем любого крупного города — развитие транспортной инфраструктуры.

Петербургские улицы не справляются с потоками транспорта. В последнее время часы пик продолжаются практически весь день, с самого утра и до позднего вечера. Время в пробках теряют и автомобилисты, и пассажиры наземного общественного транспорта. Подсчитано, что средняя скорость автомобиля в часы пик не превышает 13 километров в час.

Спасением для многих людей мог бы стать велосипед, являющийся не только доступным, но и экологически-чистым видом транспорта. Любопытно, что средняя скорость движения велосипедиста — 17 км/ч. Получается, что на двух колесах можно доехать до нужного места даже быстрее, чем на четырех. Увы, пока велосипедистам живется в Петербурге не очень комфортно, а частенько — еще и небезопасно.

Западные велосипедисты борятся за свои права еще с конца шестидесятых. За это время они многого добились. Появились безопасные велодорожки, удобные парковки, системы велопрокатов. В одной Голландии оборудовано более десяти тысяч километров велосипедных дорожек. На велосипедах буквально ездит вся страна — от мала до велика.

В Петербурге любят велосипеды. Статистика утверждает, что их в городе даже больше чем машин. Горожане, между тем, не спешат использовать двухколесных коней как транспорт. Все больше катаются по паркам и дачным поселкам. Говорят, в городе — страшно.

Как выделить место для движения велосипедов в центральных районах — пока не очень понятно. Ширина улиц здесь ограничена исторической застройкой. Правила движения тоже нужно основательно дорабатывать. Недостает и парковок. Ведь велосипед просто так не бросишь, и с собой не возьмешь.

Впрочем, Илья Гуревич из клуба "ВелоПитер" уверен, что начинать следует вовсе не с центра города, а с дорожек на тротуарах в спальных районах. Он советует перенять также опыт Швеции, где велодорожки проложены вдоль железнодорожных путей.

Велосипедистов с каждым годом становится все больше. Соответственно, и необходимость развития сети велосипедных дорожек становится все более очевидной. Это осознают и городские власти. В июле Правительство Санкт-Петербурга одобрило "Транспортную стратегию Санкт-Петербурга до 2025 года". Задуман целый комплекс мер, включающий в себя улучшение условий для немоторизованного движения, то есть пешеходов и велосипедистов.

Более того, Комитетом по транспортно-транзитной политике объявлен конкурс на создание специальной «Концепции по развитию велосипедного движения в Петербурге».При разработке этой концепции обещают учесть опыт зарубежных стран, в том числе правила движения по велодорожкам. Кроме того, будет проведен анализ и оценка существующей интенсивности велосипедного движения в Санкт-Петербурге. В ведомстве рассчитывают привлечь к обсуждению проекта Концепции завсегдатаев велосипедных сайтов и форумов Петербурга.

Любителям двухколесного транспорта предложат рассказать, куда и с какой целью они обычно ездят на велосипеде, назвать основные проблемы, которые они видят в области организации велосипедного движения. Специалистам компании, которая выиграет конкурс, надо будет также опросить участников форумов не менее пяти вузов, расположенных в разных районах города.

Собранная информация позволит определить самые популярные маршруты и составить карту необходимых велодорожек. Пожалуй, уже и сейчас можно предположить, что наибольшей популярностью будут пользоваться направления вдоль основных проездов в центре и из центра в спальные районы. Концепция должна быть разработана в самые сжатые сроки – до конца текущего года.

В 2012 году соответствующие Комитеты должны будут разработать и представить предложения по обустройству велодорожек и организации парковок для велосипедов. Идей ждут и от Петербургского Метрополитена. Ведь, многим гражданам было бы удобно оставлять велосипед у ближайшей станции, и уже на метро куда-то ехать. Сейчас стоянки для велосипедов уже организованы у станций «Волковская», «Парнас» и «Купчино».

Концепцией развития улично-дорожной сети Петербурга до 2015 г. предусмотрено создание пяти так называемых "выводящих" велодорожек, которые с окраин города ведут к пригородам: Сестрорецку, Петродворцу, Пушкину и Парголово.

Многочисленные акции и велопробеги в поддержку строительства велодорожек дали свой результат: в прошлом году Администрация Санкт-Петербурга приняла решение о начале строительства велодорожек вдоль нескольких основных городских магистралей. Правда, построено пока немного. Так, в городской черте готовы лишь дорожки вдоль проспекта Луначарского (в Муринском парке), на Софийской улице и на Крестовском острове, вдоль берега озера Разлив, между Санкт-Петербургом и Сестрорецком, а также вдоль Петербургского шоссе, которое связывает Санкт-Петербург и Пушкин.

20 октября в Комитете по транспортно-транзитной политике состоялась встреча с представителями питерских велоклубов («Балтийская звезда», «ВелоПитер») и городской Ассоциации велоспорта. Велолюбители рассказали о том, как  организовано велосипедное движение в крупных европейских городах, в том числе о правилах движения и особенностях велосипедной инфраструктуры.

На встрече также обсуждались вопросы обустройства городской велосипедной сети, планы по созданию новых веломаршрутов и варианты организации парковок. Не осталась без внимания и такая важная тема, как необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней в части регулирования велосипедного движения.

Поучаствовать в обсуждении будущего нашего города могут все люди, которым не все равно, каким будет наш Петербург. С начала ноября Губернатор города и Правительство ждут советов, предложений и идей горожан. Для этого созданы страницы во всех основных социальных сетях, открыт официальный Твиттер. Любопытно, что послания можно не только оставлять в специально созданных группах, но и просто помечать тегом #спб2020.

Давайте активно поучаствовуем в обсуждениях. Собрано уже более 13 страниц предложений и идей. Хочется, чтобы в этой массе голоса велосипедистов звучали убедительно! Похоже, на этот раз они действительно будут услышаны. В своем Твиттере Георгий Полтавченко написал на днях, что "это очень важно" и пообещал: "Учтём всё!"

Ваших мнений, предложений, идей и откликов ждем во всех основных социальных сетях:

http://www.vkontakte.ru/spb2020
http://www.facebook.com/spb2020
http://spb2020.livejournal.com
http://www.twitter.com/spb2020

Кроме того, можно писать на своей собственной странице вКонтакте или в своем собственном Твиттере. Главное — помечать статусы тегом #спб2020. Можете высказываться и комментариями к этой статье — за ними мы тоже будем следить!

За то, что власть увидит каждый сигнал в рамках обсуждения — отвечаю лично я. И я прошу вас проявить активность — высказывайтесь сами и рассказывайте друзьям. Чем нас больше, тем убедительнее прозвучат наши голоса. Молчание — знак согласия. Не молчите.