Фаусто Коппи – один из самых талантливых спортсменов в истории велоспорта, человек с непростой судьбой. Отличительной чертой его характера было постоянное противостояние, борьба, отстаивание собственных интересов и собственного счастья. Коппи был новатором – одним из первых стал экспериментировать со спортивными диетами и новейшими техническими разработками.
Этому спортсмену семь раз покорились Гранд-туры: пять раз «Джиро д`Италия» и дважды – «Тур де Франс». Он стал чемпионом Мира по шоссе, неоднократно побеждал в «Милан – Сан-Ремо» и «Джиро Ломбардии». И это не говоря о нескольких поставленных мировых рекордах.
Несмотря на раннюю смерть, жизнь Коппи была так наполнена событиями, как на спортивном, так и на личном фронте, что о его жизни был снят документальный фильм «Великий Фаусто».
Коппи родился 15 сентября 1919 года в городе Кастеллания (район Турина) в многодетной семье. Ребенка назвали Анджело Фаусто – родители не хотели уступать друг другу, давая мальчику имя, и решили дело компромиссом. С самого детства ребенок начал проявлять свой прямой и независимый характер, самостоятельно принимая важнейшие в жизни решения.
Школа или велосипед?
В самом начале маленький Фаусто отличался от других мальчиков лишь одним: он имел слабое здоровье. Но уже к восьми годам ребенок начисто «прилип» к велосипеду.
Из-за систематических прогуливаний уроков ради поездок, Коппи заставляли писать на классной доске: «Я должен посещать школу, а не ездить на велосипеде». Конечно же, это ненадолго его останавливало. К слову, велосипед у Фаусто был ужасный – ржавый, старый, и жить ему однозначно оставалось недолго.
Будучи 13-летним подростком, Коппи самостоятельно сделал окончательный выбор – велосипед. Школу он бросил, став подрабатывать помощником мясника в соседнем городке. Мечта парня сбылась своеобразным способом – теперь от дома до работы ему ежедневно приходилось преодолевать на велосипеде приличное расстояние.
По дороге он неоднократно встречался с велогонщиками-профессионалами, которые предлагали ему принять участие в соревнованиях. Но для этого был нужен действительно хороший двухколесный друг, который стоил немалых денег.
Детские мечты
Цель приобрести новый велосипед завладела всеми мыслями Фаусто. Однако сумма и для подростка, и для его семьи была совершенно нереальной. Однако через некоторое время ему повезло: дядя, большой фанат велоспорта, решил помочь племяннику. Он был моряком на нефтеналивном судне, где платили довольно высокие гонорары.
Коппи вспоминал этот случай как один из ключевых моментов в его жизни. Дядя искренне порадовался увлечению и способностям парня, и решил помочь ему сделать шаг навстречу мечте. Получив 600 лир, Фаусто был готов кричать от счастья. Именно эта сумма была нужна, чтобы заказать идеальную раму по росту спортсмена.
Коппи отправился в Геную, самостоятельно заработав на билет. Денег едва хватило на заказ рамы в веломагазине, о котором подросток вычитал из газеты. Для того чтобы купить к раме все остальное, будущий великий спортсмен до полного изнеможения работал мальчиком на побегушках.
Через неделю Фаусто вернулся в Геную, чтобы забрать долгожданную раму. Но вместо рамы его ожидал подлый обман: она не была готова ни через неделю, ни даже через три. Через два месяца Фаусто на последние собранные деньги отправился за будущей основой для велосипеда, но так и не увидел ее. Мастеру попросту было лень работать на мальчишку из провинции, от которого, по его внешнему виду, не будет пользы на соревнованиях.
Парню было действительно горько осознавать собственную беспомощность – дома он долго плакал. На девятый раз мастер немного смягчился, сняв первую попавшуюся раму с витрины, но она не подходила юному велосипедисту по размеру. Коппи рассказывал, что он был очень зол на мошенника, но в том возрасте он был слишком робок, чтобы выказать свое недовольство.
Пришлось участвовать в соревнованиях на том, что есть.
Завоевать Олимп
Первую гонку Анджело Фаусто Коппи выиграл в 15 лет – самостоятельно, без участия тренера. Приз за гонку – 20 лир и бутерброд. В 1938 году он получает лицензию на независимое участие в профессиональных соревнованиях, и в 19 лет одерживает очередную победу.
Тут же состоялась и судьбоносная встреча с тренером Бьяджо Каванна. Благодаря советам этого необыкновенного человека Коппи и стал великим велосипедистом. Каванна был известным боксером, после переключился на велоспорт, а вот в 1936 году из-за проблем со здоровьем начал слепнуть. После этого не желающий смиряться со сложившимся положением Бьяджо стал тренером и массажистом, лишь при помощи рук понимающим, что нужно велосипедисту. Он стал гуру в тренерской среде, его называли «зрячим слепым» и «святым велоспорта».
В 1939 году Бьяджо отправил Коппи на соревнования в Тоскану, сказав: «Следуй за Джино Бартали!». И Фаусто действительно показал, на что способен. И хотя гонку выиграть не удалось из-за сломанного колеса, понервничать фаворита он заставил. Победы начали сыпаться одна за другой, причем Коппи так сильно отрывался от своих соперников, что когда те приходили к финишу, спортсмен уже давно принимал поздравления фанатов. Отрыв в 10-15 минут был вполне нормальным для Фаусто.
Коппи и Бартали
В том же 1939-м Каванна отправил Коппи в Павию, к своему другу – тренеру команды, написав при этом: «Посылаю к тебе двоих спортсменов, из них один, Коппи, станет чемпионом». Фаусто выигрывает соревнование и становится грегари Джино Бартали, величайшего на тот момент итальянского гонщика. С таким капитаном команды довольно сложно проявить себя, но шанс однажды подвернулся, и Коппи им воспользовался. В 1940-м на «Джиро д`Италия» Бартали падает в реку и получает серьезную травму, тренер делает ставку на Фаусто, который выигрывает соревнование в одиночном отрыве.
В 1942 году в городке Нови Лигуре, где Коппи работал помощником мясника, Каванна основал велошколу. Спортсмен и тренер к тому времени уже крепко дружили – и остались друзьями и партнерами до самой смерти.
Победы Коппи были результатами жестокой борьбы одного против всех. Он был одиноким спортсменом, слегка отстраненным даже от членов своей команды. В 1942 году на велодроме в Милане он победил с большим отрывом. И это при том, что в этот момент шла Вторая мировая война, а город подвергался постоянным бомбардировкам. Преодолев за час 45,798 км, педалируя со скоростью 103,3 оборота в минуту, Коппи поставил рекорд, который продержался 14 лет.
Трудности Второй мировой
Если бы не война, Коппи бы, наверное, достиг бы еще более головокружительных вершин. Однако ему в это время пришлось пережить столь много лишений, что о велоспорте пришлось забыть вообще.
Фаусто Коппи был призван в армию пехотинцем, став солдатом под номером 7375. Многие офицеры знали, кто у них служит, поэтому позволяли ему иногда ездить на велосипеде. Однако в марте 1943-го Фаусто направили на север Африки, где тот попал в плен к британцам. В лагере военнопленных Коппи выполнял различную работу для британских солдат.
Однажды ему дали задание постричь одного англичанина, который оказался британским велосипедистом Леном Левесли. Позже Левесли рассказывал, что сразу же узнал, что перед ним находится не кто иной, как известный на всю Европу велосипедист. «Даже в плену он выглядел стройным, загорелым. Я сразу же узнал его. А ведь я видел его лишь на фотографиях в журналах». Спортсмены говорили на разных языках, и не смогли нормально пообщаться. Все, что мог сделать англичанин для военнопленного – так это подарить ему плитку шоколада.
В 1945 году Коппи перенаправили на итальянскую базу англичан, местный офицер никогда не интересовался велоспортом, поэтому спортсмену поблажек не давали. Однако вскоре война закончилась, военнопленных освободили, а Фаусто наконец-то вновь смог заняться любимым делом.
Марсианин на велосипеде
Коппи возобновил тренировки и участие в соревнованиях. В 1946 он победил в «Милан – Сан-Ремо» с отрывом в 14 минут. 1947 – и ему покорилась вторая «Джиро д`Италия». В 1949-м Коппи победил и в третьей «Джиро», отправившись в доселе неизведанный «Тур де Франс», победив и там. Для тех времен это было сенсацией – спортсмен победил в двух Гранд-турах за один сезон!
О его конкуренции с Джино Бартали ходили легенды. Несмотря на напористость и необузданный характер, оба велосипедиста показали всему миру, что соперничество бывает честным. Спортсмены вели себя истинно по-рыцарски: помогали друг другу подняться, делились водой, а победителем становился более ловкий и умелый.
В 1950-м в карьере Фаусто Коппи началась черная полоса. После знаменательных побед на «Париж-Рубэ» и «Флэш-Валлонь», на «Виченцо-Больцано», спортсмен упал, получив трещину в области таза.
В 1951 году погибает родной брат Коппи – Серсе. У велосипедиста началась жестокая депрессия, он проиграл как на «Джиро», так и в «Тур де Франс», однако, благодаря поддержке команды, спортсмен пришел в чувство.
1952 год – «Тур де Франс» снова покорен с отрывом в 28 минут и 27 секунд. Из-за оглушительных побед Коппи организаторам пришлось учредить более высокую награду за остальные призовые места, так как у остальных велосипедистов попросту пропадал интерес в участии. Газетчики прозвали Коппи «марсианином на велосипеде».
Архивное фото, Фаусто Коппи ест апельсин, 1953 год
В 1953-м Коппи очень впечатляюще выступает на «Джиро», затем выигрывает Чемпионат Мира в Лугано с отрывом в 6 минут. Эта победа стала пиком карьеры велосипедиста.
Коппи и Рикардо Филиппи на тайм-триал гонке Baracchi Trophy в Италии в 1953 году
В 1954 году Фаусто Коппи в пятый раз выигрывает «Джиро Ломбардия», чего до сих пор так и не удалось сделать ни одному велосипедисту. 1955-й – победа в Чемпионате Италии, второе место на «Джиро» и «Париж-Рубэ».
Но несмотря на многочисленные победы и бешеную известность, признания своего народа он не получил – спортсмену пришлось бороться с обществом ради собственного счастья.
Фаусто охлаждает ноги после одной из тренировок. Обратите внимание на типичный загар велосипедиста.
Один против всех
Личная жизнь Коппи достойна того, чтобы написать о ней отдельный роман. Началом послужило то, что внимание журналистов привлекла женщина в белоснежной куртке, которая встречала спортсмена на финише. На следующий же день все газеты пестрели ее фотографиями.
Джулию Оккини привел на соревнования ее влюбленный в велоспорт муж, который и познакомил ее с Коппи в 1948 году. Позже пресса стала все чаще замечать Оккини и Коппи вместе, с трудом скрывающих свои чувства, пока не разразился грандиозный скандал – оба имели семью.
Для католической Италии 40-х годов это было не просто грехом – измена была запрещена законом. А развод приравнивался к пожизненному позору. Муж Джулии подал жалобу в суд о нарушении супружеской верности. Коппи подал на развод, однако его жена отказалась подписывать бумаги.
Пара приняла решение не обращать внимания на бюрократию, однако их постоянно преследовали журналисты, отели отказывались предоставлять номера. Влюбленные купили виллу неподалеку от Нови Лигуре, однако через некоторое время полиция выгнала их и оттуда. Причиной рейда была проверка, делят ли они одну постель.
Папа Римский Пий XII лично попросил Коппи воссоединить семью. Услышав отказ, он не стал благословлять «Джиро», в которой участвовал Фаусто. Болельщики плевали ему в лицо.
Через некоторое время Коппи получил от жены развод, однако Джулию посадили в тюрьму, после чего приговорили к домашнему аресту. В 1955-м году Оккини также получила развод, после чего пара отправилась в Мексику, где и состоялась их свадьба. В Италии, конечно же, их брак не признали.
В мае 1955 года Джулия родила сына Фаустино, отцом которого, по итальянским законам, был ее первый муж.
Из-за того, что семья Коппи не могла жить в Италии, в самый трудный час для велосипедиста его жена и ребенок не могли быть рядом и оказать поддержку.
Трагический уход
В 1956 году Джино Бартали начал разрабатывать проект команды «San Pellegrino», в которой Коппи была предложена роль капитана. Фанаты мечтали увидеть извечных соперников в одинаковых майках, как и раньше. В 1959 году спортсмен дал свое согласие.
В декабре этого же года Фаусто с друзьями отправился в Африку на гонку, куда его пригласили на роль почетного гостя. Несколько дней спортсмены провели на охоте, а после возвращения на родину состояние Коппи начало резко ухудшаться.
Лечащий врач собрал консилиум, был поставлен диагноз – грипп. Гонщика лечили антибиотиками на основе кортизона, после чего Коппи стало еще хуже и он впал в кому. В это же время французский друг Фаусто страдал от той же болезни, однако врачи успешно лечили его от малярии, пока тот не встал на ноги.
Все попытки жены и друзей объяснить врачам по телефону, что те поставили неверный диагноз, пошли прахом – 2 января 1960 года Фаусто Коппи скончался, не дожив до 40 лет.
Вскрытие показало, что спортсмен действительно умер от самой страшной формы малярии, которую могло победить лечение хинином. Коппи умирал в Италии один – рядом не было ни любимой женщины, ни близких друзей.
Про этого спортсмена пели песни и снимали кино, ставили ему памятники.
Мемориал в городе Pordoi Pass
Документальный фильм «Великий Фаусто» начинается с прекрасных слов: «Перед каждой гонкой возникает странное чувство – будто бабочки летают в животе, и так было с тех пор, как был ребенком… Сесть на велосипед, начать крутить педали, двигаться вперед, отрываться от чего-то или кого-то, идти и идти вперед, прижимаясь к дороге, вверх и вниз. И не останавливаться, потому что это – единственное, что я умею делать в жизни».
Добавить комментарий