Вам доводилось слышать "у меня титановая ось!" или "эта втулка титановая"? Лично я слышал это не один раз, а ведь в 1975 году кто-то мог ответить на это "Да у меня весь велосипед титановый!".

А ответить так могли счастливые обладатели этого чуда — Speedwell Titanium 1975.

Немного о титане

Открытие этого металла сделали практически одновременно и независимо друг от друга англичанин У. Грегор  и немецкий химик М. Г. Клапрот. У. Грегор, исследуя состав магнитного железистого песка выделил новую «землю» (окись) неизвестного металла, которую назвал менакеновой. В 1795 г. немецкий химик Клапрот открыл в минерале рутиле новый элемент и назвал его титаном. Спустя два года Клапрот установил, что рутил и менакеновая земля — окислы одного и того же элемента, за которым и осталось название «титан», предложенное Клапротом. Через 10 лет открытие титана состоялось в третий раз. Французский учёный Л. Воклен обнаружил титан в анатазе и доказал, что рутил и анатаз — идентичные окислы титана. Металл получил своё название в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии. Сейчас он находится на 10-м месте по распространённости в природе.

Основными достоинствами титана являются: высокая удельная прочность, усталостная долговечность, пластичность, коррозионная стойкость. Конструкции из титана отличаются высокой прочностью и долговечностью, кроме того, они не нуждаются в покраске, т.к. не окисляются и имеют прекрасный внешний вид. Титан считается одним из лучших материалов для производства велосипедных рам. Они имеют прекрасные ездовые качества, в числе которых – способность гасить высокочастотные колебания, например, при езде по щебню. Титановые сплавы имеют усталостную прочность выше, чем у стали и алюминия, таким образом, велосипед с титановой рамой прослужит вам дольше, чем остальные.

Цена материала составляет 15-25 $ за килограмм, в зависимости от чистоты. Чистота и марка чернового титана (титановой губки) обычно определяется по степени её пластичности.

Итак Speedwell Titanium 1975

Это один из первых успешных проектов титанового велосипеда, поставленного на серийное производство. Английская (компания Speedwell родом из Бирмингема) утонченность и качество не единственные преимущества данной модели. Все компоненты, в том числе и вилка, выполнены из технологически чистого материала, а рама является результатом тонкой ручной работы. А вес рама + вилка + руль с выносом составил всего 1.8 килограмм, что было настоящим прорывом для того года. Велосипед быстро завоевал популярность и был желаемой моделью многих велогонщиков, в том числе и для участия в знаменитой Тур де Франс. Одним из таких велосипедистов был Luis Ocana.

На 40% легче любых других шоссейных велосипедов! И это не обман, вес его составляет 8.2 килограмма.

История создания

Инженеры Speedwell начали работать над проектом титановой рамы в 1972 году. По расчетам вес ее должен был быть на 60% меньше, нежели стальной. Работа шла совместо с компанией BSА (The British Small Arms Company) — передовой на тот момент, выпускающей от пистолетов до кэбов. Они и начали проводить первые опыты с титаном.

Первые проекты были готовы уже через 15 недель и началась разработка. В то время еще никто не работал с таким металлом и ниукого не было опыта в таких работах, поэтому производство сопровождалось неудачами и работами над ошибками.

В 1973м был готов уже первые рабочие версии велосипеда, которые можно было приобрести во Франции или Англии. В тот же год велосипедисты на Speedwell Ti начали завоевывать места на пъедестале (например Luis Ocana, член европейской велокоманды BIC). Вес и качество играли в этом свою решающую роль.

К сожалению это был очень большой и дорогой процесс. Все выпущено было около 20 рам и цена из составляла 4000 фунтов (стальные в то время стоили 35-40 фунтов). Такая высокая цена и погубила проект, зато он дал толчок для работы в этой сфере другим компаниям.

 

Комплектация

  • Размер рамы: 49см (подседельная труба), 53 см(верхняя труба)
  • Шатуны : Campagolo Super Record 170мм
  • Каретка: Campagnolo Super Record, алюминивые чашки, титановая ось
  • Задний переключатель: первое поколение Campagnolo Super Record, титановые болты
  • Тормоза: Campagnolo Super Record, первое поколение
  • Передний переключатель: Campagnolo Super Record
  • Подседельный штырь: Campagnolo Super Record, 27.2мм
  • Втулки: Campagnolo Record 32 спицы
  • Обода: Wolber 700 с титановым профилем, на 32 спицы
  • Покрышки: Schwalbe
  • Педали: Campagnolo Super Record, Титановая ось
  • Руль: Cinelli Giro, в старом стиле, 40см c-c
  • Вынос: Cinelli A1, в старом стиле, 80m
  • Седло: San Marco Rolls
     

Фотографии