Узнаете? Это не просто велосипед, это настоящая легенда, сопоставимая с вкладышами из жевачек или автоматами с газированной водой. Сотни тысяч детей из СССР связали свое детство с этим велосипедом, который был расчитан на детей 7-14 лет.
Орленок выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в городе Шяуляе, Литовской ССР.
Всего было 2 модели:
- «Эрелюкас» (лит. Ereliukas, русск. Орлёнок) для мальчиков (с верхней трубой)
- «Крегждуте» (лит. Kregždutė, русск. Ласточка) для девочек (женская рама).
«Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых. Так, рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели В-110 ( напр. «Украина»), в то время как рамы предыдущих выпусков имели характерную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки. Отчасти поэтому он был широко распространён среди детей среднего школьного возраста, как символ начала приобщения к «взрослым» велосипедам (по сравнению например со складными велосипедами «Кама» и т.п.).
Будучи того же класса, что и «Школьник», «Орлёнок» тем не менее стоял на более высоком уровне, в отличии от своих конкурентов.
Характеристики:
- Модель 171–831,171–821 ГОСТ 6693–74
- База, мм 975
- Высота рамы, мм 440
- Руль поворотный, регулируемый по высоте
- Число зубьев ведущей звездочки 44
- Число зубьев ведомой звездочки 19
- Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
- Размер шин, мм 37–533 (24×1,5)
- Цепь ПР 12, 7–900–2, ГОСТ 13658–75 (100 звеньев)
- Масса без принадлежностей и оборудования, кг 12,5
Воспоминания счастливого обладателя Орленка:
"Если бы меня в конце 1974 года спросили: "Какое событие в твоей жизни самое яркое?", то я бы точно знал, что ответить: покупка велосипеда. День, когда мы с отцом пошли в "Детский мир" и приобрели мне двухколесного друга синего цвета, запомнился мне так, словно он был решающим в моей судьбе. Я катил только что купленный велосипед, держа его за свернутый руль, и торжественно молчал, распираемый гордостью и радостью, не до конца веря в реальность происходящего. А хромированные крылья сверкали на солнце, пуская зайчики. Мне казалось, что все встреченные нами люди с улыбкой и некоторой завистью смотрят на меня и мое первое в жизни серьезное средство передвижения. Ведь это был не какой-нибудь "Школьник", а полноценный "Орлёнок"! Или, как было написано на раме, "Ereliukas".
вот и я так покупал Орленок в Детском Мире
Дома мы освободили все части велосипеда от вощеной бумаги, прикрутили сиденье и педали, привязали к сиденью сумочку с инструментом, установили звонок и насос. Папа, будучи человеком основательным и ответственным, проинструктировал меня на предмет соблюдения техники безопасности, поведения на дороге, возможных неисправностей и методов их устранения. Я слушал вполуха. Ездить на двух колесах я умел давно, даже "Уралом", велосипедом для взрослых, управлять случалось (из-за малого роста приходилось крутить педали, неестественно выгнувшись и пропустив одну ногу под рамой). Мне не терпелось вынести свое сокровище во двор и продемонстрировать его детскому сообществу. "
А про себя добавлю, что я тоже был этим счастливцем, кому довелось гонять на Орленке по бездорожью и шоссе. Это был мой любимый велосипед! Он не был похож на транспорт для детей, но в то же время был практически как взрослый, но более удобный и юркий. Достался мне от брата, который в свое время намотал на нем не один километр. И за все это время в нем ничего не сломалось и не потребовало замены. В СССР все делали качественно.
03.06.2024 в 15:31
Узнаёте? — НЕТ, не узнаём…
На первом фото — не Орленок! А Взрослый дамский вел Пнзенского завода ПВЗ/ЗИФ, известный под маркой «Сура», модель 112-512 конца 80-х гг..
На третьем фото — не Орленок, а также Пензенская дамка — мод. «21В» выпуска 60-х — 80-х гг. Самая популярная дамка в истории Союза.
На четвертом фото — не Орленок, а Харьковский Трист мод. 153-421 (1983-89).
На пятом фото — поздний орленок, но некомплектный и уколхоженный.
Хорошие фото — 2 (не самый ранний, около 1980, но еще старой конструкции) и 6 (один из поздних, 90х гг, в полной комплектации).
НУ И ЗАЧЕМ ЭТА ХАЛТУРА??
По тексту: Между бесподшипниковой телегой «Ветерок» и «взрослыми» была целая пропасть.
Во-первых сам Ветерок был заменен в конце 60-х Дутиками (несколько моделей разных заводов — Бабочка, Мишка и т.п. — на одинаковых надувных толстых колёсах). Это основной дошкольный велик.
Затем шел Школьник, — он и был «уменьшенной копией В-110».
Использовался примерно с шести лет до восьми. Т.е. Школьник — это тоже ДЕТСКИЙ велосипед.
И только потом наступала очередь ПОДРОСТКОВОГО Орленка/Ласточки, на котором ездили до 13 лет (+/-, в зависимости от роста)…
В Союзе с качеством всегда были боооольшие проблемы. Особенно с велосипедами. Рамы были кривые, непропаянные, кое-как покрашенные, узлы криво собраны, шины — квадратные; снабжение запчастями — крайне скверное. Ремонтировать велосипеды приходилось постоянно. Но многие ездили — как попало, на неотрегулированных скрипящих и гремящих кривых машинах, на проволочках и веревочках.
Велосипеды послевоенных годов — были еще покрепче, но со временем качество стремительно падало, и к 80-м достигло дна. Однако в дно постучались 90-е, и был достигнут уровень Пакистана…
Выпускался Орленок (и Ласточка) изначально в Харькове, затем в Минске, и уже оттуда переехал в литовский Шауляй, где дожил до 90-х.