29 дюймов

Это один из стандартов колес горного велосипеда, давно завоевавший признание в мире, и с каждым годом набирающий популярность. После отчетов о различных веловыставках становится ясно, что огромная часть велосипедов в настоящее время выпускается именно с таким стандартом колес, о котором мы сейчас и поговорим.

29ers (еще их называет twenty-niners) — это горные велосипеды со стандартными колесами типа 700c или (по ISO) 622мм (в то время как 26 дюймов имеют стандарт ISO 559 мм). Такие колеса обычно используются в шоссейных велогонках, на треке, в сайклокроссе на гибридах или туристических велосипедах.  

Немного истории

В начале 80-х годов не существовало единых стандартов велосипедного колеса, что не останавливало пионеров маунтин-байкинга, таких как Geoff Apps, Gary Fisher и Charlie Kelly, решивших внести в веломир нечто новое, что не будет ездить по ровным дорогам, а с легкостью сможет преодолеть бездорожье и преграды. Их первый прототип был собран на покрышках 700c Nokian. В 1981-м Geoff Apps разработал под эгидой своей собственной велокомпании (Cleland Cycles Ltd) первый аналог горного велосипеда на 700c колесах под названием Aventura. Несколько людей причисляют себя к авторам термина "29er", хотя вероятней всего авторство принадлежит Wes Williams из Crested Butte, CO. 

В 1991 выпуском 29 дюймовых велосипедов занялись и Bianchi, назвав эту серию Project. В каталоге 1992 года преобладали большие колеса, а именно Project 3, 5 и 7. Так же в начале 90-х в области 29er отметились Klein, Diamondback, Specialized. Но большинство тех велосипедов не пользовались популярностью из-за отсутсвия подходящих внедорожных покрышек и вилок с должной армотизацией.

Нормальную и полноценную покрышку Nanoraptor под 29er выпустили лишь в 1999 году компания Wilderness Trail Bikes. Практически в то же время на рынок вышла вилка под большие колеса от White Brothers. Но в те годы велосипеды с 29 дюймовыми колесами были редкостью, а выпускали их небольшие велокомпании, наподобии Niner Bikes. В 2002-м компания Gary Fisher стала первой, кто начала массовое производство 29 дюймовых велосипедов, но успех к подобным моделям пришел в 2004, когда на рынке появилась модель сингл-спид 29er Rig.   

Преимущества

  • Больший диаметр улучшает проходимость и преодоление препятствий на дороге
  • 29 дюймовые колеса менее склонны к утопанию в мягких поверхностях (песок, грязь)
  • Увеличенный размер контакта колеса с поверхностью дает преимущества при поворотах
  • Повышенный дорожный просвет (каретка находится на большем растоянии от земли)
  • У 29 дюймовых велосипедов более "натуральная" геометрия

В основном эти преимущества не подтверждены крупными исследованиями (в основном этим вопросом занимался Pepperdine University по заказу  Gary Fisher). Поэтому точного мнения о том, что лучше — 26 или 29 до сих пор нет, остаются лишь постоянные споры в интернете.

Недостатки

  • Увеличение массы велосипеда
  • Длинные спицы и обод ухудшают прочность колеса
  • Большинство запчастей не подходит под стандарт 29'', но увеличение популярности подобных колес постепенно стирают эту проблему
  • Велосипедистам низкого роста (1.60 м и ниже) трудно будет подобрать подходящую геометрию (появляются проблемы с высотой руля, посадкой и длиной шатунов).

96 и 69

Порой встречаются такие варианты велосипедов, у которых спереди 29 дюймов, а сзади 26 (96) или же наоборот (69). Эти варианты — попытка совместить преимущества 29er, снизив количество их недостатков. Но на рынке подобные модели встречаются не часто. Например Trek выпустили "69er" в 2007 году.