Джино Бартали относится к людям того поколения, лучшие годы которого были отданы Второй мировой войне. И он полностью отдал себя этому времени – стал и великим спортсменом и героем Италии, завоевал множество наград и спас жизни множества людей.

Бартали выиграл 5 соревнований Гранд-Тура – два раза «Тур де Франс» и три раза «Джиро д`Италия». Дважды получил орден за заслуги перед Итальянской республикой, а в годы Второй мировой войны тайно участвовал в спасении осужденных на смерть людей. Предотвратил революцию в стране. И все это благодаря своему таланту в велоспорте.

13-летний профессионал

Ребенок из обычной итальянской семьи ревностных христиан родился в маленьком городке недалеко от Флоренции. Получив велосипед в подарок от сестры, он уже не мог оторваться от занятий велоспортом и трижды в неделю обязательно выезжал тренироваться.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, он уже работал в веломагазине и целенаправленно готовился к соревнованиям, причем интенсивность его тренировок не уступала профессиональным. Тогда же, в 1927 году, он принял участие в любительском турнире. Бартали постоянно соревновался со сверстниками, как правило, оставляя их позади.

Главной целью подростка был заезд II Gran Premio degli Aspiranti, в котором он и принял участие, как только ему исполнилось 16 лет. Успех был оглушительным – парень оставил своих соперников далеко позади, а агенты всерьез заинтересовались молодым талантом и прочили ему великолепную карьеру. Джино запомнился всем как невероятно упорный спортсмен и будущий лидер.

Однако все вышло не так уж гладко: за день до конца заезда Бартали исполнялось 17 лет, а этот возраст был недопустим для участия в гонке. Судьи приняли единогласное решение удалить с соревнований потенциального чемпиона. Парень не сдавался, доказывая, что один день по сути ничего не значит. Возможно, из-за своего упрямого и взрывного характера Бартали не понравился судьям: его дисквалифицировали за то, что якобы часть пути он преодолел на мотоцикле. 

Тогда семнадцатилетний парень расплакался на глазах у участников и зрителей соревнований. Но это длилось недолго: впереди его ждали великие победы.

Легенда велоспорта

Первую крупную гонку Джино решил начать самостоятельно, записавшись на соревнования как независимый спортсмен. Вначале на него не обратили внимания – что может сделать молодой новичок против таких профессионалов, как Леако Гуэрра?  Однако спортсмен удивил многих экспертов, заняв четвертое место.

Профессиональная карьера Бартали стартовала в 1935 году в команде «Frejus». Интересно, что товарищи по команде недолюбливали новичка, и в первые годы ему приходилось работать на «побегушках», несмотря на серьезные достижения. В составе команды Бартали финиширует седьмым в «Джиро д`Италия». Спортсмен признался, что мог бы и победить, но нужно было помогать капитану.

В этом же году спортсмен выиграл Чемпионат Италии, опередив на этот раз Леако Гуэрру. Известнейшие команды страны стали предлагать ему свои контракты, суля немалые деньги. Бартали принял решение перейти в «Legnano», став, таким образом, грегари Гуэрры. 

1936 год – и «Джиро д`Италия» покорилась велосипедисту. 22-летний Джино стал фаворитом многих болельщиков, и толпы людей из всех уголков Италии выкрикивали его имя на соревнованиях. Своей упрямостью и волей к победе он приводил своих соперников в ярость. В этом же году он превратился в самого популярного человека в Италии.

Однако в семье Бартали случилось несчастье – младший брат Джулио, решивший пойти по стопам Джино, вскоре трагически погиб в велогонке. Мать, испугавшаяся возможности потерять и старшего, всеми средствами пыталась заставить чемпиона бросить велоспорт. Сестра поддерживала его как могла, а обезумевший от горя Джино ушел в горы, где провел в одиночестве целый месяц. Лучший друг спортсмена и Леако Гуэрра уговаривали его не бросать карьеру, пока но тот не согласился.

Еще через год Джино сразила пневмония, которая в начале прошлого века считалась страшной болезнью, не имеющей лекарств. Но постепенно спортсмен смог побороть и недуг, выиграв в 1937-м еще один «Джиро д`Италия». 

Победитель Джиро в 1937 году, Бартали второй справа на фото.

Впереди его ждал «Тур де Франс», но спортсмену он не покорился. На седьмом этапе он сумел перехватить желтую майку и имел все шансы на победу, но на восьмом удача отвернулась от него. Бартали не успел увернуться от упавшего рядом товарища по команде и упал в реку. Хотя он потерял 10 минут, желтую майку он удержал при поддержке своей команды. Травма была сильной – порезы на колене и руке, сильный удар грудью. На 12-м этапе Джино, потеряв еще 20 минут, принял решение сдаться.

Анри Десгранж, организатор «Тур де Франс», был впечатлен силой и упорством спортсмена. Он лично обратился к Бартали, заметив, что тот обязательно выиграет в следующем году.

Так и вышло: по просьбе Федерации велоспорта Италии в 1938-м Бартали пожертвовал участием в «Джиро д`Италия» и отправился во Францию. Став победителем в горной номинации, он стал чемпионом «Тур де Франс» с преимуществом в 5 минут. Тогда радиокомментатор гонки, увидев толпы итальянцев, выкрикивающих имя Бартали, сказал: «Эти люди нашли своего сверхчеловека». И действительно, чемпион стал национальным героем, показавшим, как парень из бедной семьи, живущей в стране с беспощадным фашистским режимом, может достичь таких высот.

К сожалению, ситуация в Европе становилась все более напряженной, и в 1939 году Италия не допустила своих спортсменов к «Тур де Франс». Зато велосипедисту удалось стать чемпионом «Милан – Сан-Ремо». Из-за Второй Мировой войны в профессиональной карьере Бартали наступил большой перерыв.

Невероятные достижения

У Джино Бартали всегда был неизменный девиз: «Ни в коем случае не сдаваться. Чудо всегда возможно – и ты всегда восстановишься».

Достижения Бартали поистине невероятны:

  • за свою жизнь принял участие в 964 соревнованиях, из которых лишь 28 были прерваны;
  • выиграл 128 соревнований высшей категории;
  • в общей сложности преодолел на велосипеде 600 тысяч километров;
  • был первым горным гонщиком, который использовал переключатель передач.

Велоспед Бартали, Legnano 1938 года

Профессиональная карьера велосипедиста длилась 19 лет (1935-1954 гг.), но, к сожалению, его самые лучшие годы пришлись на Вторую мировую войну. Среди прочих побед Бартали стоит отметить следующие:

  • 2 победы в «Тур де Франс» (1938, 1948). 12 побед на этапах, 17 дней в желтой майке
  • 3 победы в «Джиро д`Италия» (1936, 1937, 1946). 17 побед на этапах, 50 дней в розовой майке. В гонке участвовал 14 раз. 7 раз выигрывал майку "горного короля"
  • четырехкратный чемпион Италии (1935, 1937, 1940, 1952)
  • 3 победы на «Джиро Ломбардия» (1936, 1939, 1940)
  • 4 победы в «Милан – Сан-Ремо» (1939, 1940, 1947, 1950)
  • 2 победы в Туре Швейцарии (1946, 1947)

Празднование победы на Джиро д'Италия в 1946 году

Бартали пересекает финишную черту на Тур де Франс в 1948 году

Победитель Тур де Франс в 1948 году.

Выносливый тосканец

Джино Бартали был удивительно выносливым спортсменом, опередившим свое время по уровню физической подготовки. Его потрясающая работоспособность удивляла и противников, и тренеров – он был «великим горняком».

Бартали даже пригласили в Туринскую лабораторию для исследований – до того поражены были ученые его физическими возможностями. Для того времени это было исключительным явлением. При росте 171 см Бартали весил около 67 кг, имел объем легких 4,5 литра и очень выносливое сердце.

Стоит отметить, что Бартали предпочитал питаться, как и все обычные итальянцы, не перебирая диет. Белое мясо, бульон с овощами, рыба, паста со сливочным маслом, зелень и лимонный сок. Зимой обязательно пил компоты, чтобы восполнить недостаток в витаминах. Весной – как можно большее количество компотов и свежих фруктов. Во время гонок употреблял булочки со сливочным маслом, мармелад, жареное куриное мясо, бананы и запеканки из фруктов. Спортсмены того времени питались интуитивно, руководствуясь собственными наблюдениями.

С марта по ноябрь он был особенно хорош, одерживая победу за победой. Воспаление легких или травма при медицинских средствах того времени были невообразимо серьезной проблемой, но каждый раз он выкарабкивался. Это в очередной раз доказывало, что феноменальное здоровье досталось ему от природы.

Спорт и религия

У каждого великого велогонщика есть прозвище. Бартали был «благочестивым Джино» за исключительную религиозность. 

Он всегда гневался на богохульствующих или ругающихся велосипедистов, пока те не были вынуждены принести извинения. Заставлял своих товарищей молиться перед каждой сменой блюд во время обеда.

А ведь Бартали родился в Италии, государстве, где находится колыбель католицизма – Ватикан. Церковь отвечала ему взаимностью: Папа Римский Иоанн XXIII лично попросил спортсмена научить его ездить на велосипеде. Конечно же, этот случай стал одним из самых счастливых моментов в жизни Джино.

Ватикан очень любил спортсмена – за всю его жизнь его благословили три Папы Римских.

Герой Второй мировой войны

Несмотря на начало Второй мировой, соревнования в Италии продолжались. «Джиро д`Италия» 1940 года не поддалась спортсмену – у него появился первый серьезный соперник, молодой талант Фаусто Коппи. Он был товарищем Джино по команде, поэтому, когда Бартали упал на равнинном этапе, тренер сделал ставку на новичка. Повторилась ситуация 1936 года, когда капитан команды Леако Гуэрра пожертвовал своей победой ради молодого Джино.

Это была последняя «Джиро д`Италия» перед войной. Теперь в карьерах велогонщиков начался большой перерыв, сопровождаемый лишениями и бедностью.

Несмотря на это, Бартали остался в Италии. Ему несказанно повезло – Бенито Муссолини был большим поклонником его таланта. Он попросил велосипедиста не прекращать тренировки и предоставил ему полнейшую свободу передвижений по стране. 

И Джино решил использовать свое имя ради спасения сотен жизней, используя свои полномочия.  Он подружился с бухгалтером Джорджо Ниссимой, организатором спасения осужденных на смерть евреев. 

Вместе они придумали вполне состоятельный план: утром Бартали, якобы собираясь на очередную тренировку, отправлялся в убежища к осужденным, где собирал их фотографии. Затем он отправлялся к Джорджо в Пизу, а бухгалтер, в свою очередь, делал фальшивые паспорта. Помимо этого, Джино передавал сообщения для Итальянского Сопротивления и заранее узнавал о рейдах фашистов в убежища.

Он ездил по Флоренции, Тоскане, Умбрии, Марке и Риму, перевозя фальшивые документы. Это был серьезный риск для жизни спортсмена.

И фашистская полиция, и военные догадывались о деятельности Бартали, однако страх разозлить Муссолини был так велик, что никто не осмеливался сообщить об этом лидеру. Поэтому Джино смело одевал майку со своим именем и ехал по стране – на контрольных пунктах его не останавливали. 

О его подвиге узнали лишь в 2000 году. Эксперты подсчитали, что с сентября 1943 г. по июнь 1944 г. он спас от верной смерти около 800 человек.

Итальянский миротворец

Это, наверное, один из уникальнейших случаев, который мог бы случиться в истории страны. В 1948 году Бартали был настолько популярен, что вся Италия буквально молилась за него. 

В государстве же намечался серьезный кризис, все шло к развязыванию настоящей революции. Как раз в то время, когда Джино стартовал в «Тур де Франс», в Италии ранили лидера коммунистической партии, из-за чего в стране начались страшные беспорядки. 

Когда Италия была на волоске от переворота, Бартали позвонили и попросили сделать все возможное и невозможное, чтобы выиграть несколько этапов. В самый разгар парламентских дискуссий, когда решалась судьба всей Италии, в зал забежал человек с криком «Бартали выиграл Тур де Франс!». Имя спортсмена было настолько влиятельным, что чиновники начали искренне поздравлять друг друга, забыв обо всех разногласиях. Жители страны были настолько рады победе, что им было больше не до забастовок и демонстраций – по Италии прокатилась радостная волна.

Великое соперничество

О соперничестве Джино Бартали и Фаусто Коппи ходят легенды. Оно мирило и разделяло людей, поражало боевым духом и благородством спортсменов. За ним следила не только Италия, но и вся оставшаяся Европа.

Эти два спортсмена были представителями двух противоположных идеологий, из-за чего интрига закручивалась еще сильнее. Это было особенно актуально для Италии, с трудом восстанавливающейся после войны. Бартали был ревностным католиком, приверженцем традиций и праведного образа жизни. Его активно поддерживала партия христианских демократов.

Коппи же был светским человеком, новатором и в жизни, и в спорте, принявшим сторону коммунистов. Он развелся и жил в гражданском браке с другой женщиной, легендарной «женщиной в белом», из-за чего один противостоял всему итальянскому обществу.

В спорте происходило то же самое. Бартали предпочитал традиционную еду, Коппи постоянно экспериментировал с диетами. Бартали выбирал отечественного производителя, а Коппи заказывал французские детали. Про эту пару говорили так: «В жилах Бартали течет кровь, а в жилах Коппи – бензин».

Италия раскрасилась в два цвета – «ящерицы» носили майку Бартали оливкового цвета, а «орлята» надевали голубую майку Коппи. Иногда фанаты доходили до крайностей. Например, в 1950 году на «Туре», где Джино был капитаном, а Коппи участвовать не смог, итальянской команде пришлось сняться с соревнований из-за серьезных угроз.

Эта пара так увлеклась соперничеством друг с другом, что зачастую забывала о победе. В 1949 году из-за этого разразился настоящий скандал: отказываясь работать на команду, оба велосипедиста сконцентрировались друг на друге, пропустив вперед многих соперников. За это обоих дисквалифицировали на три месяца.

После этого произошло чудо: в том же году на «Тур де Франс» оба спортсмена показали образец настоящего, честного соперничества. На этапе «Col d'Izoard» Коппи прокололся, тогда Бартали подождал его и вместе они продолжали путь. То же самое делал Коппи, когда начинались проблемы у Бартали. А на последнем подъеме до Бриансона Фаусто решил сделать сопернику подарок ко дню рождения, дав возможность взять желтую майку лидера. 

Особенно в прессе прославилась фотография, на которой один гонщик во время езды передает другому бутылку с водой. В то время фото стало предметом горячих обсуждений того, кто же из них эту бутылку передал, а кто взял. Это произошло на «Тур де 
Франс» в 1952 году, во время тяжелейшего подъема на Галибье. При жизни ни один из спортсменов так и не сказал правду. А после ранней смерти Коппи Бартали наотрез отказался обсуждать подобные вещи.

Та самая фотография

Заслуженный отдых

В 1952 году, в возрасте 38 лет, Джино в последний раз стал чемпионом Италии.

Через год, победив на «Giro della Toscana», Бартали попал в серьезную аварию, из-за которой рисковал остаться без ноги. Врачи сумели спасти велосипедиста, но не настолько, чтобы он мог продолжить спортивную карьеру. С каждым годом он постепенно отдалялся от велоспорта.

Свое свободное время он посвятил жене Адриане и трем детям, которым был предан всю свою жизнь.

Джино Бартали был удивительным спортсменом и великодушным человеком, уважаемым даже недоброжелателями. Он стал духовным и спортивным лидером своей страны, ее героем.

Джино Бартали умер 5 мая 2000 года в возрасте 85 лет.