Если не кататься помногу, нет принципиальной разницы, какое седло прикручено к подседелу твоего велосипеда. За 20 с лишним лет неторопливого катания на «Суре» я поменял седло из дерматина на пружинах всего один раз и то только когда оно пришло в естественную негодность. Меня все устраивало. В день я накатывал 10, от силы 20 км. На таких расстояниях все седла равны, потому что пятая точка соприкасается с их поверхностью незначительное время и с малой нагрузкой, совершенно без последствий для себя. Разумеется, если седло правильно установлено.
Проблемы начались позже, когда дистанции увеличились в разы, а велосипед из просто удобного средства перемещения в пространстве приобрел дополнительное назначение спортивного снаряда.  

Проблема пятой точки

Впервые прочувствовал значение этого велосипедного термина, оказавшись в 50 километрах от дома. Умчаться на такое расстояние мне помогла радость от приобретения нового байка. Да я даже раньше и не предполагал, что когда-либо испытаю дикие боли в пятой точке, вызванные продолжительным контактом с поверхностью седла. Прежде всего в расчет всегда бралась физическая возможность преодолеть такую дистанцию, о других мелочах даже мысли не возникало! Однако седло натирало, боль усиливалась, ослабевая на незначительное время при изменении положения контактирующих поверхностей, но это ерзанье заканчивалось тем, что спрыгивал на землю и вел «коня» на поводу. Стоило спустя пару сотен метров сесть в седло — боль возвращалась снова. Эту мучительную поездку я запомню навсегда.
Так началась эпопея по смене седел. Первая мысль — купить мягкое седло — оказалась в корне неверной, несмотря на логику: раз натирает, значит жестко. Практика доказала, что мягкие седла, в том числе и на пружинах, на больших дистанциях еще хуже обходятся с вашей пятой точкой. Жесткие пружинные несколько лучше, но они не позволяют комфортно ехать в спортивном темпе.
Велотрусы, расхваливаемые многими, тоже рассматривались как вариант, но субъективно (предвижу иронические улыбки профессиональных катальцев) я так и не смог привыкнуть к определенной «несвободе» из-за памперса в области промежности.
Отчаявшись, я уже с надеждой стал посматривать в сторону лигерадов.

Brooks

На просторах Сети можно много почерпнуть положительной и даже восторженной информации о седлах Brooks, сделанных из 5-7-миллиметровой дубленой кожи КРС. Те, кто пристрастился к педалированию в далеком советском прошлом, наверняка помнят подобные седла безотносительно к этому именитому бренду. В моей памяти такое седло на пружинах стояло на отцовской «Десне». Оно было жестким и умиротворяюще поскрипывающим под тяжестью велосипедиста на неровностях грунта.
Причина, по которой многие авторы положительных отзывов перешли на Brooks, была мне до боли знакома. Поэтому нет ничего удивительного, что, предварительно погуглив на тему подобных седел, я заказал его в известнейшем интернет-магазине bike-сomponents.de. Здесь оказалось дешевле. С доставкой (20 евро) черное седло Brooks B 17 обошлось в 2800р. Для сравнения, в других интернет-магазинах цены именно на эту модель играли от 3000 до 6000р.
Кроме того, на wiggle.co.uk в тот же день была заказана баночка со смазкой Brooks England Proofide 40g Tub  для этого седла за 8 фунтов.

Brooks B 17

Оно приехало за 15 дней в фирменной английской коробке с инструкцией, высокопарным письмом о достоинствах бренда и специальным ключом для подтяжки седла, задержавшись на Калининградской таможне всего на неделю. А банка с мазью едет уже больше 2 месяцев… Почта России…
Основное условие долгосрочной службы седла Brooks, оговариваемое производителем, — густое смазывание его с внешней и внутренней сторон  смазкой Brooks England Proofide за день до первого использования. Это поможет размягчить кожу, которая в скором времени должна принять индивидуальную форму пятой точки катальца, обеспечив тем самым безболезненное катание на любые дистанции.

Brooks B 17 и русский подход

Но я не мог ждать, когда приедет эта сорокаграммовая баночка… Хотя, честно, совершенно не по-русски, прочел инструкцию от начала до конца.
Первое ощущение от посадки на Brooks B 17, как будто ты приземлился на что-то высеченное из мрамора. Неимоверно жесткая и скользкая поверхность сразу заставила засомневаться в правильности выбора, но спустя несколько километров скользить перестало и появилось ощущение удобства. Именно это скольжение изначально сбивает с толку, когда же к нему привыкаешь, начинаешь чувствовать этакую надежность под пятой точкой, будто впаялся в седло и нет желания с ним расставаться.
Но это ощущение ненадолго. Через 50 км и ЭТО седло тоже начинает натирать. Не так грубо, как его предшественники, но ощущения далеки от обещанного комфорта.
У «бруксофилов» бытует термин «прикатка» (он же — «формовка») седла. Так называется процесс по формованию поверхности седла пятой точкой, точнее, седалищными буграми байкера. Пока этот процесс не завершен, Brooks в части длительного катания так же агрессивен в отношении раздражителя (зада велосипедиста), как и другие седла. Но! Другие седла, то есть сделанные из отличных от шкур КРС материалов, не формуются, они прессуют попу на протяжении всей своей жизни, а в нашем случае, наоборот, седалищные бугры прессуют кожу седла, пока не выпрессовывают в нем гармоничную для себя форму. Гарантируется, что  Brooks England Proofide ускоряет этот процесс в разы, но раз его нет, придется формовать «насухую». Это, кстати, и стало сверхзадачей, которая по сути своей истинно русская, ибо сложно представить, что подобная мазохистская мысль может прийти кому-то, кроме русского, в его  светлую голову.
На велофорумах подобных русских немало, по их опыту процесс занимает, в зависимости от веса байкера и стиля его катания, прохождение первых 500-1500 километров шоссе.
Катание же с пропиткой Brooks England Proofide, по уверениям производителя, завершает процесс в какие-то 200 км.
Я готов проехать эти 1500 км, мой вес «гуляет» в районе центнера, катаю 80% шоссе, 20% грунты.

Личный опыт "сухого формования"

Для начала приходилось катать по 50 км утром и 50 км вечером, не отправляясь в более дальние заезды. Через неделю такого темпа пятая точка сформовала  две вмятины в седле, соответствующие седалищным буграм. Впрочем, глубина этих вмятин незначительна и их можно заметить только по морщинам кожи седла именно в этих местах. На ощупь эти вмятины более упругие, чем окружающая их кожа седла. С появлением их комфортность катания значительно повысилась. Рискнул рвануть на 150 км, расстояние, которое с другими седлами превращалось раньше для меня в пытку. За 8 часов вкручивания с получасовой паузой на обед я ни разу не вспомнил про какие-либо неудобства! Похоже, я сделал это!
Максимально за день на Brooks B 17 я проехал 210 км — 13 часов в седле. Таких расстояний ни одно седло не могло мне подарить. Что сказать, я в восторге!

Развенчание некоторых мифов о Brooks B17, почерпнутых из Сети

1. Седло Brooks B 17 скрипит при педалировании.
За более чем 4000 км пробега Brooks B 17 не скрипнул подо мной ни разу. Возможно, тот, кто оставил такой отзыв о  Brooks B 17, смазывал его фирменной смазкой Brooks England Proofide?:)
2.  Седло Brooks B 17 очень скользкое.
Оно скользкое только первые несколько километров, потом сидишь в нем прочно, как приклеенный. Видимо, поверхность нового седла имеет тонкое лаковое покрытие, которое по мере стирания пятой точкой, точнее, велошортами, прекращает доставлять неудобства. Поэтому утверждать, что Brooks B 17 скользит, может лишь тот, кто не проехал на нем и первые 5 километров.
3. Седло Brooks B 17 перекрашивает велошорты в свой цвет.
Не заметил этого. Хотя борта седла, касающиеся внутренней стороны бедер уже существенно пообтерлись, что за несколько тысяч километров пробега совершенно неудивительно. Возможно, автор мифа густо намазал седло фирменной мазью, или детским кремом, или касторкой, да мало ли чем мажут специалисты! — от чего краска растворилась и стала приставать к штанам.
4.  Седло Brooks B 17 нельзя мочить и оставлять под воздействием солнечных лучей.
Под серьезные дожди попадал на этом седле несколько раз. Думалось, пятая точка станет для него естественным зонтом, но когда ручьи стекают по спине, об этом говорить уже не приходится. Мой  Brooks B 17 намокал от дождя и сверху и снизу, мало того, в этом состоянии находился по нескольку часов, пока до дома не доедешь,  — ничего с ним не стало. Хотя, под воздействием этого мифа, я, конечно же, испытывал беспокойство за судьбу своего седла.
Что касается солнца. Велосипед храню на балконе, накрывая его старым покрывалом, потому что днем светило неистово жарит именно этот мой балкон и, соответственно, байк не слабо нагревается. Но часто по окончании утренней покатушки, торопясь на работу, забывал накрывать велосипед, и  Brooks B 17, ничем не прикрытый, из-за разгильдяйства своего хозяина принимал несколько часов солнечных ванн.   Ничего ему не сделалось! Это не призыв мочить и перегревать на солнце седло, просто мифы должны быть развенчаны, а я для этого имею реальный опыт.
5.  Седло Brooks B 17 нужно регулярно смазывать.
Поскольку заказанная банка  Brooks England Proofide так и не приехала, я ни разу не смазывал свое седло. И теперь, похоже, не буду, даже если произойдет чудо и Почта России довезет до меня заветную баночку.

Ложечка дегтя

Заметил единственный недостаток седла Brooks B 17, хотя это больше относится к условиям его использования. Ездил как-то на 120-километровую покатушку, будучи не совсем здоровым — с температурой 37,5. Было очень жарко, за 30 градусов. Пил много жидкости. Потел нещадно. Пятая точка тоже. Соответственно, седло постоянно было мокрым от пота. Подо мной буквально хлюпало. В нормальном, здоровом состоянии даже на такой жаре этого не случалось, да и во время катания под дождем влаги между седлом и пятой точкой было меньше. А здесь седло стало… натирать, видимо, от того, что в поту содержится значительное количество выводимых из организма солей. Как результат, на последних 30 километрах я вспомнил свой первый печальный опыт дальних покатушек на обычном седле.
«А ты не катайся больным!» — скажет кто-то. Но есть люди, сильно потеющие в жаркую погоду и в здоровом состоянии, будто из душа только вышли. Поэтому, думаю, они столкнутся с этой проблемой сразу, в самом начале, и никакая прикатка седла им панацеей не станет. Людям с гиперпотливостью  Brooks B 17 не поможет. Поможет велопамперс. Но тогда зачем покупать  Brooks?