Этой статьей я начну цикл описаний под общим названием "Выбираем". А выбирать мы будем все запчасти, составляющие наш велосипед. Порой, придя в магазин, один вопрос продавца может поставить вас в тупик. Чтобы такого не произошло и вы точно знали чего хотите написаны эти статьи. В основном я буду ориентироваться на обладателей горных велосипедов, т.к. у большинства именно такие.

Колеса

Англ. — Wheel (здесь и далее перевод запчастей на английский язык в случае заказа на иностранных сайтах)

Любое колесо состоит из: втулки, спиц, обода, камеры и покрышки.

Колеса отличаются:

1) Диаметром — 20, 24, 26, 28 дюймов. 20 — стандартное колесо для bmx, 28 — шоссейные, для горного велосипеда использую 24 или 26 дюймовые. Самый простой способ узнать какое у вас — посмотреть на покрышку. На ней будет написаны цифры, например 26×2.2 — диаметр и ширина покрышки (а ее диаметр = диаметру колеса), но и на глаз они заметно меньше.

2) Количеством спиц — это свойство относится непосредственно к дальнейшему рассмотрению втулок. Существует два стандарта 32 и 36 (36 используют для повышения прочности, например на bmx'ах). Самый простой способ узнать сколько у вас — подсчитать.

Во всех магазинах можно купить уже собранное колесо, но если у вас сломалась втулка или погнут обод, то нет смысла менять все целиком.

Втулки

Англ. — Hubs

Втулка — основная часть колеса, на ней крепятся спицы и засчет нее вращается колесо. Втулки для bmx'а отличаются от втулок для mtb, так что будте аккуратней.

Основные отличия:

1) Пердние и задние:

На верхней фотографии передняя втулка, на нижнем соответственно задняя. Основное отличие — в барабане (цилиндр с пазами справа), на который одевается кассета (набор звездочек).

2) Крепления под дисковый тормоз — такими креплениями могут обладать и передние и задние втулки. На фотографиях обе имеют 6 отверстий для болтов — крепление таких тормозов. Если у вас были обычные тормоза, то в случае замены лучше взять с таким креплением, тогда если захотите поставить дисковые не придется менять втулку.

3) Крепление втулки — эксцентрик (верхнее фото) и болты (нижнее). Тут уже на любителя и все отличие в том, что эксцентрик гораздо удобней (для снятия колеса надо всего лишь отжать ручку), но болтовое крепление крепче (используется в основном в экстримально катании и для обычного велосипеда эксцентрик лучший вариант).

4) Втулка под ось — особый вид втулок (опять же используемый в экстримальном катании для повышения прочности), которые одеваются на ось определенного диаметра. Такую втулку легко узнать по большому сквозному пространству в центре втулки.

Пример передней втулки под ось, без крепления под дисковый тормоз:

5) Подшипники — делятся на обычные шариковые и промышленные (закрытые). И тут совет один — только промышленные, большинство втулок именно на таких, что избавляет вас от мучений с чисткой, установкой и использованием втулки.

6) Количество спиц — 32 и 36 (об этом говорилось выше).

7) Крепление кассеты (набора звездочек) — на второй фотографии показан самый распространенный вид крепления — барабан, на который сверху одевается кассета. В данном случае трещетка является цельной частью втулки. Грубо говоря, трещетка — это механизм позволяющий вам, крутя педали передавай момент на вращение колеса, но при прекращении обеспечивать свободный ход (при этом раздается характерный звук трещетки). Бывают втулки с резьбовым креплением:

На такие втулки трещетка , соединенная со звездой (называется фривил). Используются они в основном в триале.

Пример фривила:                                                         

   

  Пример кассеты:               

     

В последнее время в экстримальном катании распространены втулки с уже встроенной звездой (в количестве одной штуки — для создания "сингл-спида"):

8) Еще одно из нововведений в мире втулок — это "фрикостер". Такие втулки обладают особым видом трещетки, которая позволяет колесу свободно вращаться в обратном направлении. На любой втулку, когда вы едете или везете велосипед назад педали сами начинают вращаться вслед колесу. Фрикостер убирает такое свойство, открываю новые возможности в экстримальном катании. Внешне такие втулки не сильно отличаются:

9) Выбор втулки для фиксед гира или трекового велосипеда — это немного другой разговор, прочесть об этом вы можете в этой статье …

 

Пожалуй это основные знания, которые потребуются вам при покуплке втулки, надеюсь эта статья вам поможет. А завершу я ее схемой, отображающей из чего же состоит задняя втулка:

1 — эксцентрик, 2 — сборка деталей на оси втулки, 3, 15 — контргайки, 4, 5, 7, 13, 14 — шайбы, 8, 12 — уплотнительные кольца, 9, 11 — конуса подшипников, 10 — ось, 16 — пыльник, 17 — полый болт крепления барабана втулки к корпусу, 18 — набор шариков, 19 — барабан, 20 — шайба.