С самого начала велосипедистов преследовали травмы, особенно травмы головы. И чем больше дороги покрывались асфальтом или щебнем, тем количество и серьезность травм увеличивалось. В 1880 перед велолюбителями встала подобная проблема и они начали использовать пробковые шлемы, которые были достаточно надежными в то время. Хотя тогда на дорогах было очень мало машин и количество ударов было не столь велико. Позже в обиход вошли шлемы "каски" в виде кожаного кольца вокруг головы, получившие название "hairnets".

В 1970 черепно-мозговые травмы были основными причинами смерти велогонщиков. При этом одни продолжали игнорировать шлемы, а другие пытались повысить безопасность езды любым способом, например одевая хоккейный шлем. В то время на рынке было много моделей, например "bump caps, но это было лишь иллюзией защиты.

Snell Foundation обнародовали первые стандарты для велосипедных шлемов США в 1970м году. Но к таким требованиям могли подойти лишь легкие мотошлемы (вентилируемый шлем весом в 0.9 кг).

В итоге ниодни из существующих шлемов не добрались до велосипедных магазинов. Если никто не пользовался такой продукцие, то не было и возможности выяснить, какие шлемы наиболее лучше подходят по своим характеристикам. В 1974 году начали попытки провести тесты, для выявления плюсов и минусов существующих шлемов на рынке, большинство из которых имели в основе пену. Основу этому материалу положили Bell Biker и Mountain Safety Research в 1970.

Такие шлемы быстро завоевали популярность, а позже подобную защиту начали использовать в альпинизме. В итоге большинство компаний последовали примеру Bell Biker. Но были фирмы, использующие собственные технологии. Например Pro-Tec с их системой "Skid Lid". В 1980 Dr. George Snively из Snell Foundation работал с комитетом WABA's по тестированию велозащиты. Было проверено около 20 моделей и тесты показали, что шлем Bell Biker, улучшенная версия MSR и Bailen Bike Bucket (на картинке ниже) наилучшие.

Bailen первыми придумали технологию универсального размера с регулировочным кольцом внутри. В 1984 комитет ANSI принял реальные стандарты велосипедного шлема, тогда же множество моделей было выведено с рынка. С 1980 годов в шлемах активно применялась EPS пена с ABS или поликарбоната. Застежки по бокам имели просто форму ввиде буквы "Y". Но в 1980 году произошел большой шаг в области велосипедных шлемов — компания Bell представила свой "L'il Bell Shell".

Для облегчения Bell значительно переделали внешнюю оболочку, сделав весь шлем из EPS пены, хотя шлем предназначался для детей, перенесших операции. В 1986 году дизайнер Jim Gentes придумал шлем для взрослых с отверстиями и предложил проект компании Giro Sport Design. Его легкий вес быстро обрел популярность и Giro начали продавать их пачками.

Giro использовали наружное покрытие из лайкры сделанное вручную. Именно это покрытие являлось объектом затрат при производстве велошлемов

Вскоре EPS шлемы показали, что на них зря возлагали надежды. Все они катастрофично ломались при первом же ударе. Для того, чтобы хоть как-то поднять эту технологи, компания Pro Tec выпустила EPS шелм с видоизменением. Их "Mirage" обладал нейлоновой сеткой, вставленной в пену.

Еще одним новшеством в начале 1990х годов было литье пены в тонкую оболочку. Как правило для такого использовался поликарбонат. Специальная техника заполняла корпус без пропусков и сбоев.

Дизайнеры быстро поняли, что такой метод позволяет им уменьшить шлем в размере, что придаст ему привлекательности и создаст дополнительные отверстия. В 1990х годах некоторые производители продолжали применять твердые оболочки, преимудественно из ABS пластика. Как правило, такие модели применялись в скейтбординге. В 2001 году компания Hopus Technologies изобрела технологию, позволяющую отливать форму в ABS оболочку шлема. Также использовались методы по стабилизации шлемов.

Наилучшей формой считается та, что напоминает шар для боулинга. Круглые и гладкие поверхности проскальзывают, что снижает силу удара, при этом не влияя на шею велосипедиста. При этом множество дизайнеров начали увлекаться разработкой аэродинамических форм, что было пиком популярности в конце 80х годов.


Пиком увлечения красотой, а не полезностью стали попытки дизайнеров еще больше улучшить внешний вид, добавив ребра и выступы сзади. В 2004 некоторые компании начали возращаться к правильным формам, особенно все тажа компания Bell с моделью "Metro".

Правда дизайн "Metro" был немного неуклюжим, но вскоре SixSixOne переработала его и представила свою модель. Низкий уровень маркетинга привел к небольшим продажам и компания сильно пострадала после 2005 года. Но в 2006 они выпустили новый вариант Vcan VCK37.

Еще одной важной формой шлема стала так называемая "скейт-форма" ввиде каски, разработанная компанией  Pro-Tec. Такая форма хорошо защищает тыльную часть головы и лучше помогает при боковых ударах, но при этом имеет намного меньше отверстий.

Шлемы для скейтборда имеют твердую оболочку из ABS пластика. Но жесткие стандарты сняли множество шлемов с рынка, в итоге большинство скейтбордистов покупает обычные велосипедные шлемы. с EPS пеной внутри. Некоторые компании выпускают шлемы с EPP пеной, которые подходят под стандарты ASTM скейтборда и стандарты велосипедных шлемов.