Какие отношения связывают кросскантри и шоссейный виды велосипедного спорта? Прежде чем ответить на этот вопрос, сперва объясним, что же это, собственно, такое.
Итак, шоссейный велоспорт подразумевает гонки по твёрдому асфальтовому покрытию на шоссейных велосипедах. Это летний вид спорта, поэтому сезон в наших широтах начинается ранней весной, а заканчивается осенью. Более подробно об истории шоссейного велоспорта, о знаменитых спортсменах и соревнованиях, в которых они принимают участие, мы рассказывали ранее.
Основная же философия горного велоспорта, а именно кросскантри, заключается в езде на велосипеде вне асфальтированных трасс. Примечательно, что на горном велосипеде можно кататься практически круглый год.
Ни для кого не секрет, что шоссейный велоспорт сегодня наиболее коммерчески успешен среди прочих велосипедных дисциплин. Изначально задуманный как развлечение для зажиточных людей и динамично развивавшийся в течение практически 150 лет, он по сей день остаётся популярным видом спорта, в котором вращаются большие деньги. Уже в 1896 году шоссейные гонки были включены в программу Олимпийских игр.
С маунтинбайкингом это произошло на 100 лет позже – в 1996 году. Он вообще гораздо моложе шоссейного велоспорта: лишь в конце 1970-х – начале 1980-х годов компании, производившие шоссейные велосипеды, начали выпускать их горный вариант, используя новейшие лёгкие материалы. Первый маунтинбайк для масс-маркета, называвшийся Stumpjumper, был представлен миру в 1981 году. Постепенно, на протяжении девяностых и нулевых, маунтинбайкинг из андерграундного течения становился мейнстримом.
Когда речь заходит об этих двух велосипедных дисциплинах, легко начать дискуссию или даже спор о том, какая из них предпочтительнее и каким спортсменам приходится тяжелее. И едва ли когда-нибудь нам удастся прийти к соглашению. Сделать выбор раз и навсегда приходится только спортсменам-профессионалам. Любители же зачастую чередуют занятия то одним, то другим видом, поэтому особенно интересно ознакомиться как с плюсами, так и с минусами маунтинбайкинга и шоссейного велоспорта.
По крайней мере, поклонникам этих видов спорта легко сойтись в одном: они практически в равной степени требуют огромной выносливости и очень больших затрат ресурсов организма. Казалось бы, то же самое понадобится каждому, кто решил заняться каким-либо спортом профессионально. Но в действительности, то, что приходится переживать шоссейникам во время многоэтапных трёхнедельных гонок, сравнимо лишь с критическими нагрузками военных лётчиков и космонавтов. От кросскантрийщиков же требуется выносливость другого толка – они сталкиваются один на один с дикой природой и всеми препятствиями, которые она готовит. Зачастую они оказываются вдали от цивилизации, и им просто необходимо быть уверенными в себе, чётко чувствовать состояние своего здоровья и знать все навыки первой медицинской помощи. Горные велосипедисты всегда отправляются колесить по незнакомым тропам с рюкзаком за плечами, в котором хранят воду, аптечку и, конечно, карту и компас, ведь ещё одна святая обязанность каждого маунтинбайкера – умение ориентироваться на местности, потому что в экстренной ситуации надеяться можно будет только на себя. Энтузиасты маунтинбайкинга утверждают, что в этом и заключается главная прелесть их вида спорта – тебе вряд ли станет скучно, когда вокруг дикая природа с её великолепными видами, и при этом тебе необходимо быть максимально сконцентрированным.
Конечно, упор у маунтинбайкеров и шоссейников идёт на разные группы мышц. Если посмотреть на фотографии главных профессионалов в этих областях, можно легко заметить это различие. Шоссейники всегда более высокие, лёгкие, стройные, и их главный рабочий инструмент – это ноги, которыми они должны очень быстро крутить педали. Маунтинбайкеры же всегда более приземисты, их торсы гораздо более атлетичны – слишком уж крепко приходится держаться за руль, и во время преодоления препятствий большая нагрузка достаётся именно верхней части тела и рукам.
Даже велосипеды для горного и шоссейного велоспорта совершенно отличаются друг от друга. Те, что предназначены для шоссейников, сконструированы для скоростной езды на хорошем асфальтовом покрытии. Они отличаются лёгкостью, узостью колёс и высоким давлением в шинах. Главная их особенность – руль, который велосипедисты называют «бараньими рогами», позволяющий спортсмену изменять посадку и хват. Интересно, что самые лёгкие шоссейные велосипеды весят менее 3,5 кг. Такой эффект достигается благодаря использованию передовых технологий и современных материалов.
А вот средняя масса горного велосипеда по сей день держится на уровне 9 – 15 кг, а порой может превышать и 20 кг. В сравнении с шоссейным велосипедом маунтинбайк выглядит как коренастый крепыш. У него почти всегда есть амортизационная вилка, толстые покрышки с выпуклым протектором и прочные колёса.
Поэтому делать свой выбор нужно, поразмыслив над тем, кто живёт внутри вас. Если ваша стихия – скорость и ветер, свистящий в ушах, то вы найдёте себя в шоссейном велоспорте. Ну а если вы по натуре исследователь и комфортно чувствуете себя в условиях дикой природы, горный велосипед и экипировка ждут вас. В конце концов, любителям доступна роскошь заниматься и тем, и другим.
Добавить комментарий