1-й этап в истории велогонок, 1889-1939 года:

Велогонки зародились более ста лет назад, с появлением первых велосипедов, в конце 19 века. Особенно после появления велосипедов с большими передними колесами. Для того, что ездить на таких громоздких механизмах с жесткими шинами и тормозами требовалось немалого мужества, оттуда и пошел терми "сломя голову", т.к. при авариях часто ломались передние колеса и велосипедисты перелетали через руль. С каждым разом размер колес увеличивался, потому что это был единственный способ увеличить скорость.

В итоге передние колеса достигали 150 см в диаметре и даже больше. Поиски безопасной конструкции привели к появлению велосипедов с одинаковыми колесами, еще одним важным фактором стало появление пневматических шин и понятия велопередачи, все это вывело велогонки на новый уровень. Тогда же начали появляться первые деревянные треки и велодромы.

Профессиональный велосипедный спорт быстро нашел своих зрителей. Все больше стало появляться известных гонщиков, например Arthur Zimmerman и Marshall “Major” Taylor сделали велогонки практически национальным видом спорта в США.

Гоночные велосипеды довоенной эпохи имели более комфортную геометрию, по сравнению с современными, но это делало их менее поворотливыми и следовательно более трудными в управлении, особенно в тесной компании гонщиков. Зато удлиненная колесная база делали их сиабильными на грунтовых дорогах.

Трековые велогонки процветали и в Европе. В 1881 году в Англии появилась новая форма гонок — "Шестидневные гонки", где гонщики ездили по треку в течении шести дней. Такие изнурительные и сложные гонки потерпели неудачу в Англии, зато в Америке их встретили с радостью. Часто такие шестидневки проходили в знаменитом Нью-Йоркском "Madison Square Garden". По гуманным соображениям в этих соревнованиях запрещалось участвовать одному человеку, а допускались команды с двумя и более гонщиками.

В Европе большей популярностью пользовались автомобильные гонки, в которых машины ездили по специальным круговым трассам. Тогда и начали появляться первые гонки на расстояния. Например гонка из Бордо в Париж (572км) или Париж-Брест-Париж (1280 км). Чуть позже появились трассы Париж-Рубе и Льеж-Бастонь-Льеж (эти гонки проводятся и сейчас). А в 1903 году была разработана легендарная королева гонок — "Тур де Франс" .

Рамы довоенных гоночных велосипедов были сделаны из легкой стали, колеса же делались из дерева и были весьма прочными, учитывая суровые дорожные условия тех времен на трассах. Но уже в 1937 алюминевые диски стали стандартом для гонок. Переключатели, развитие которых произошло еще в 1900, использовались редко. Их считали ненадежными, создающими излишнее сопротивление, а в "Тур де Франс" был даже запрет на переключатели до 1937 года. Но передачи все равно ставили на велосипеды, проще говоря это были механизмы, напоминающие современную "кассету" для втулки. Обычно ставили 2-4 звезды с разным количеством зубьев, а "переключение" просходило откручиванием винтов, держащих заднее колесо, и перекидыванием цепи.

На фото внизу Бельгийский гонщик Romain Maes и Georges Speicher на старте "Тур де Франс" в 1935 году. Maes лидировал в гонке от старта до финиша, а Speicher пришел 6-м.

Тот же Maes нашел время поболтать на старте "Тур де Франс" 1935 с еще одним гонщиком Gabriel Ruozzi.

Используя многочисленные победы как рекламу, велокомпания Automoto с гордостью представляет свою новую линейку велосипедов. Обратите внимание на модель "Tour De France" (слева), который считался эталоном. Правее более простые велосипеды для повседневных поездок.

Automoto "Tour de France", 1925 год

На фото внизу Roger Lapebie побеждает в гонке "Тур де Франс" 1937, лидируя всю гонку. Это был первый год гонки с разрешенными задними переключателями, что в итоге дало невероятное преимущество в скорости.

На его велосипеде стоял передовой, по тем временам, переключатель Super Champion

Allegro "Competition" 1937года с переключателем "Super Champion"

В Англии "масс старты" вне треков были запрещены в пользу индивидуальных гонок на время, где гонщики соревновались лишь с часами. Чаще всего в таких гонках участвовали на велосипедах с фиксированной передачей (фиксид гирах), но иногда и с переключателями, в зависимости от местности проведения гонок.

 

2-й этап в истории велогонок, 1939-1953 года