Перевод оригинальной статьи Шелдона Брауна "Chain Maintenance" от журнала Cyclepedia.ru.
Уход за цепью — это один из самых спорных аспектов велосипедной механики. Долговечность цепи зависит от манеры езды, выбора передачи, типа почвы в местном ландшафте, типа и методов смазки, размеров и состояния звездочек велосипеда, а также от того ездите ли вы на нем во время дождя или по снегу. Из-за наличия такого количества переменных невозможно оценить влияние того или иного фактора в реальных условиях. В результате все советы по уходу за цепью основаны на "доказательствах", построенных на отдельных наблюдениях и жизненном опыте. Эксперты не соглашаются с таким подходом, подвергая его иногда жесткой критике. В велосипедном сообществе эта проблема в некоторых случаях рассматривается как "религиозная", поскольку уж больно много необоснованных оскорбительных высказываний было произнесено в этом отношении между различными гуру велодвижения.
Приводные цепи: старый и новый тип
За прошедшие пятнадцать лет произошло много революций в велосипедном дизайне. Некоторые из них были заметными и яркими. Это, прежде всего появление горных велосипедов, дисковых колес, новых дизайнерских решений руля. Другие же были менее заметными, но не менее значимыми. Это контактные педали, велокомпьютер, система индексного переключения передач.
Произошел также и малозаметный прогресс в конструкции велосипедных цепей. Люди как правило не обращают большого внимания на цепь. В конце концов, она всегда выглядит одинаково. Переключатели — вот на что интересно смотреть и обсуждать. Однако цепь все равно остается тем элементом, ради которого и придуманы все переключатели. Велосипедная цепь в старом исполнении содержит десять деталей в звене. У типичных 57 звеньевых цепей, используемых на среднескоростном велосипеде, имеется 570 деталей, это больше чем все остальное количество деталей, из которых он состоит. Это 114 наружных пластин, 114 внутренних пластин, 114 роликов, 114 заклепок, и 114 втулок.
Главным событием в истории эволюции велосипедной цепи стало создание приводной цепи без втулок. Первой цепью такого типа была Sedisport. Она отлично зарекомендовала себя и вскоре приобрела такую популярность, что другие производители начали выпускать подобную продукцию.
Конструкция такой цепи имеет восемь деталей, которые приходятся на два звена. При внешнем осмотре, установленной на велосипеде цепи, невозможно сделать вывод относительно ее типа, поскольку втулки скрыты от глаз за другими деталями. Их можно увидеть только после снятия цепи.
На изображении бюджетная безвтулочная BMX-цепь от Oxford.
Конструкция традиционной цепи
Две внутренние пластины обычной цепи соединены между собой втулкой, напоминающей полую ось. Из-за такой формы ее иногда называют стаканом. Если разобрать звено такой цепи, на наружной поверхности внутренних пластин легко заметить развальцованный край стакана. Внешнюю часть стакана скрывает ролик.
Внутри втулок находятся заклепки, которые соединяют пластины цепи, снаружи – ролики. В ходе эксплуатации такой цепи происходит износ внутренней и внешней стороны втулки (стакана) одновременно.
Цепь без втулок
Внутренняя поверхность пластин такой цепи не такая плоская, как у цепи с втулками. Вместо обычного отверстия для втулки она имеет плавно загнутый цилиндрический выступ, уходящий вглубь звена. Это углубление уходит на половину внутренней ширины цепи с каждой из сторон. Такая конструкция цепи позволяет ей осуществлять более гладкое перемещение при возникновении перекосов и переключении передач.
В силу того, что звенья цепи без втулок состоят из двух частей, расположенных с небольшим зазором друг от друга, такая цепь имеет более высокие показатели изгиба в поперечном направлении, что, несомненно, позволяет увеличить ресурс работы такой цепи.
"Вытягивание" цепи
От велосипедистов можно часто услышать, что цепь "вытянулась", при этом они подразумевают растяжение пластин цепи от периодических нагрузок на педаль. Но это не соответствует действительности, т.к. это является следствием износа металла в контактных зонах звена цепи. У втулочных цепей этими элементами являются заклепки и втулки, которые постоянно соприкасаются друг с другом. Если разобрать старую, пришедшую в негодность цепь такого типа не составит труда заметить многочисленные дефекты в местах трения. При этом можно легко заметить, что ролик находится не на своем месте. Причина смещения ролика — практически полный износ втулки. Аналогичный вывод можно сделать относительно его внутренней поверхности. У безвтулочной цепи как уже не трудно догадаться, проблема растяжения цепи сведена к минимуму.
Система смазки
Существует три места, где необходимо присутствие смазки. Первая и наиболее важная зона — это место трения заклепок о внутренние пластины, в момент поворота звеньев цепи относительно друг друга. Второе по значимости место — внутренняя поверхность ролика. Это необходимо для его свободного попадания на зубья звездочки и схода с нее. В случае если у ролика отсутствует вращение вокруг своей оси — он будет проскальзывать по зубьям, приводя к повышенному износу звездочек. Третье место, требующее смазки — пространство, где контактируют внутренние и внешние пластины.
Для того, чтобы добиться смазки обычной цепи, маслу нужно попасть на заклепку и просочиться между внешней и внутренней пластинами внутрь втулки. При использовании для смазки спрея, масло проникает в звено одновременно с двух сторон. При этом, образовавшиеся пузырьки воздуха могут остаться внутри стакана и привести к закупорке прохода для дальнейшего проникновения масла. При этом, учитывая, что наружные и частично внутренние поверхности пластин открыты и соответственно не защищены от воздействия дорожной пыли существует высокая вероятность проникновения загрязненного масла внутрь звена.
Цепь без втулок имеет совершенно иной принцип смазки. Масло, попадая на ролик такой цепи, может просочиться внутрь звена с двух сторон, одновременно вытесняя воздух из зазора между пластинами. В результате, если смазать только ролики цепи, масло сможет самостоятельно распространиться на всю рабочую поверхность ролика и попасть в зазор между пластинами, что будет способствовать вымыванию грязи наружу. Самоочистка роликов в данном случае происходит естественным путем в результате контакта с зубьями.
Смазка цепи
Смазка цепи – это одна из основных, бурно обсуждаемых тем, посвященных правильному обслуживанию цепи. Причем вопрос иногда ставится таким образом, что нужно ли смазывать цепь вообще? К негативным аспектам смазки цепи можно отнести возможность адгезии пыли (грязи) на поверхность цепи, что в последующем может привести к проникновению грязи на внутренние трущиеся поверхности, ускоряя их износ. Целая плеяда экспертов, чье мнение я уважаю, высказываются отрицательно по поводу применения смазки. Но я не полностью разделяю их мнение. Я уверен, что смесь масла и грязи способствует износу деталей, но степень износа в данном случае зависит от типа почвы (пыли) в данном месте, и особенно, от способа смазки.
Многие владельцы велосипедов обслуживают цепь, направляя тонкодисперсную струю смазки из баллончика под давлением вдоль цепи до роликов заднего переключателя, т.к. это позволяет снизить возможность загрязнения смазкой ободьев и покрышек. По-моему разумению не следует смазывать спреем цепь, т.к. большое количество масла попадает на поверхности, которые не требуют смазки, и лишь небольшая часть в те места, где оно действительно нужно.
Большое количество грязи попадает на цепь из под переднего колеса. На внешней стороне цепи скапливается большая ее часть. Поэтому цепь следует смазывать с внутренней стороны. Это снижает вероятность смешения масла и грязи, и попадание ее на внутренние поверхности трения. Лучший способ смазки цепи — нанесение масла из масленки с узким горлышком на ролики со стороны внутренней нижней ветви цепи. Это будет способствовать попаданию масла на самую чистую поверхность цепи.
Я это делаю следующим образом: вращаю педали назад и поливаю очень тоненькой струйкой смазку из масленки на ролики. У меня такая процедура занимает 15-20 секунд. Если в моем распоряжении старый тип цепи, то я наношу смазку только на левый край роликов, полагаясь на то, что масло не успеет загрязниться и просочится через втулку звена слева направо. Я экспериментировал с большим количеством смазок.
Смазки для мотоциклетных цепей.
Трудность со смазкой этого типа состоит в том, что она имеет густую консистенцию, которая не позволяет смазке проникнуть к внутренним поверхностям велосипедной цепи, где смазка необходима, а жидкие смазки могут справляться с поставленной задачей слишком непродолжительное время. Существует большое разнообразие двухкомпонентных смазок, которые состоят из быстро испаряющегося растворителя и густой смазки. Такая комбинация обладает достаточной текучестью, чтобы проникнуть на внутренние поверхности. После происходит испарение растворителя, и густая смазка остается там, где это необходимо. Такие комбинированные смазки получили большую популярность.
Смазки-ваксы.
Еще один альтернативный подход к смазыванию цепи состоит в ее погружении в расплавленную твердую смазку, обычно состоящую из насыщенных парафинов. Такой способ, по существу, является разновидностью предыдущего метода. Расплавленные парафины обладают достаточной текучестью для проникновения внутрь звеньев цепи. После их остывания вы будете иметь отличную твердую смазку в тех местах, где это необходимо. Преимуществом данного типа смазки является низкая адгезия грязи. К недостаткам этого способа можно отнести большую трудоемкость и вероятно более низкую эффективность смазки в сравнении с жидкими и консистентными смазками.
Чистка цепи
В настоящее время существует несколько популярных способов чистки цепи, но не один из них нельзя считать совершенным. На практике чаще всего применяют только два способа.
Традиционный способ заключается в мойке цепи в растворителе. Такой способ создает трудности при мытье современных цепей, которые спроектированы таким образом, чтобы выдерживать большие нагрузки, например такие как Shimano's "Hyperglide". Пластины таких цепей склепаны прочнее, и в результате попытка ее снятия может привести к повреждению боковой пластины или самой оси.
Если Вы сторонник мойки цепи в растворителе — лучшем решением будет приобретение специального разъемного звена, на подобие Craig Super Link. Оно позволяет проводить снятие и надевание цепи без использования инструментов. В моем арсенале емкость с растворителем и зубная щетка для чистки деталей и цепи. А отличный веломеханик Завен Захарян применяет более эффективный метод. Он кладет цепь в бутылку из под колы, куда наливает неразбавленное моющее средство (типа Fairy), закрывает пробку и хорошенько взбалтывает. Затем вытаскивает цепь спицей и промывает ее водой. И все — дело сделано.
Другой способ заключается в мойке цепи без ее снятия с велосипеда. Для этого требуется специальное приспособление для чистки цепи. Оно представляет собой емкость, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри емкости находятся щетки и ролики, которые при помощи растворителя производят очистку цепи.
С одной стороны, при мойке цепи, снятой с велосипеда, используют большее количество растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи, что позволяет добиться большего растворения грязи.
С другой — приспособление для чистки цепи вращает ролики и изгибает цепь. Это способствует более глубокой очистке.
Набор для чистки цепи от Park Tool, состоящий из машинки для промывки цепи, чистящего средства и специальной щетки.
Добавить комментарий