В последнее время было проведено множество экспериментов, целью которых было установить возможную роль велосипедов в военных действиях. Благодаря прочности конструкции, простоты и удобству велосипеды хорошо заменяли лошадей и использовались разведчиками или посыльными. Множество велоотрядов были сформированы в конце 19го века во всех армиях европы и США. Во французской армии в 1886-м на маневрах впервые использовались посыльные-велосипедисты. А в 1889-м каждому пехотному полку было придано по четыре самокатчика, а 1892-й памятен тем, что вышел «Временный устав организации и использования самокатной службы в армии» — и, таким образом, появился первый официальный документ, оговаривавший основные аспекты деятельности самокатчиков в войсках.
Первое известное использование велосипеда в бою произошло во время рейда Джеймсона, в котором велосипедистов использовали для обмена сообщениями. Также во время второй англо-бурской войны, военные велосипеды использовались разведчиками и курьерами. Существовала специальная единица для патрулирования железнодорожных путей. Этот отряд использовал велосипед тандем, установленный на рельсы. Самым известным велоподразделением в пехоте является Theron Verkenningskorps (Theron Reconnaissance Corps) или TVK, возглавляемый разведчиком Daniel Theron. "Theron бельмо на глазу Британии" — говорили в Великобритании. За его голову была установлена награда в 1000 фунтов, и 4000 солдат составляли специальный отряд поиска велоразведчика.
Велосипедные войска широко использовалась обеими сторонами и несли потери, которые на западном фронте составили более 6000 убитых и 8000 раненных. Французы и Бельгийцы имели 150000 велобойцов, Британцы – 100000, и Немцы, и Турки – по 125000 каждый. Германия вступила в Первую мировую войну, имея в составе армии 18 рот егерей-самокатчиков (в каждой по 3 офицера и 113 нижних чинов). В пехотных и кавалерийских полках имелись небольшие самокатные соединения. К 1918 году общее число самокатных рот в рейхсвере превысило 80.
А что в России?
1887, Князь Б.Д. Потемкин составил и издал первую в России книгу: «Велосипед и применение его в военном деле».
1897, Участие сводной команды самокатчиков в маневрах Русской армии под Белостоком летом было признано удачным — за действиями команды наблюдал лично император Николай II!
1916, Военный складной велосипед «Дукс Боевой» конструкции М. М. Щипанова был принят на вооружение Русской армии.
Датские солдаты использовали велосипеды в битвах с немцами в 1940 году при захвате Дании. Во время Второй мировой войны велосипеды использовались еще шире, особенно пехотой, посыльными и санитарами. В германии был сформирован целый батальон веловойск.
При вторжении Китая, в 1937 году, Япония сформировала 50 000 солдат с велосипедами, которые приносили огромную пользу своей стране. Велосипеды не только мобильны, просты и бесшумны, но к тому же они не потребляются самый важный военный ресурс — нефть. Скорость и мобильность позволяли японским войскам быстро отступать или обходить армии противников.
Еще одной страной, активно использующей веловойска является Финляндия. Их главный батальон Jaeger успешно воевал против Советского Союза в 1941 году. Летом Jaeger действовал совместно с танками, а зимой переходил на лыжи. Позже этот батальон воевал против фашисткой Германии на стороне союзников. Также союзные войска поставляли партии складных велосипедов для десантников. В то время появился термин "bomber bikes", которым называли самолеты, сбрасывающие велосипеды для солдат в тылу врага.
В 1942 году, в ночь с 27 на 28 февраля, на РЛС Бруневаль, близ Гавра, была выброшена группа «Велокоммандос» — их задача состояла в том, чтобы доставить в Британию основные компоненты новейшей Немецкой РЛС Wurzburg. Во время десантирования проводилось демонстративное бомбометание окрестностей радиолокатора. Быстро, бесшумно и незаметно преодолев 12 км от места выброски на велосипедах, коммандос захватили станцию и, с документацией и узлами радиолокатора двинулись к побережью, где, недалеко от берега, их поджидала подводная лодка.
Часто велосипеды использовали партизаны, т.к. они не только повышали скорость, но и позволяли перевозить тяжелые грузы. Причем не только во времена Второй мировой, но и в Вьетнамской войне, в которой велосипеды были очень удобными для перевозски мешков с рисом.
В настоящее время велосипеды не потеряли своей актуальности. Так например Швейцария армия включает в себя велосипедные войска для усиления пехоты.
Мы уже писали про модели подобных велосипедов, прочесть статьи вы можете здесь:
2. Велосипед морского флота США
Добавить комментарий