С точки зрения романтика велосипедные гонки – это некое эпическое соревнование среди элитных спортсменов. Ботаник же непременно скажет, что велосипедист – сам себе главный враг, т.к. его тело дает 80 % сопротивления. А оно – аэродинамическое сопротивление – это огромная сила, усложняющая и без того нелегкий труд велогонщика. 

Тройной враг велогонщика

Помимо других объектов, непременно следующих на велосипедах, у каждого гонщика есть аэровраг (который, конечно, получается в основном из-за него самого). Но все же здесь мы можем говорить даже о трех пунктах.

  • Первое – лобовое сопротивление воздуха. С ним борются путем уменьшения фронтальной площади (воздухоразделительные шлемы, аэродинамичные велосипеды, положения тела)
  • Второе – трение воздуха непосредственно о тело спортсмена и корпус велосипеда. Потому они должны быть максимально гладкими. 
  • И, наконец, третье – область пониженного давления позади велосипедиста, которая буквально «засасывает» его назад. 

Наследие Лэнса Армстронга

Не так давно в Сан-Диего  в Центре аэрокосмических технологий проводились опыты для поиска наиболее оптимального баланса между минимальным лобовым сопротивлением и максимальными мощностью и комфортом. Эти исследования проводились в аэродинамической трубе с Лэнсом Армстронгом. Он собрал большое количество конструкторов, тренеров, ученых и инженеров – всем им были важны результаты. В итоге стало совершенно очевидно одно важное правило: положение тела велосипедиста в пространстве – это залог успеха (ну ли провала).

Положения тела

Следовать во время езды почти вплотную за лидером или же складывать руки внизу на руле (или на специальный пристегивающийся лежак) – все это те решения, которые дают весомые аэродинамические преимущества. Однако, не стоит наивно полагать, что все те положения тела, что с успехом прошли испытания в аэродинамической трубе, можно бездумно копировать на реальных гонках. В последнем всегда нужно учитывать силу и направление ветра, местность, дорогу и многое другое. Тогда и только тогда, с учетом всех мелочей, вы сможете выбрать правильное положение тела. Вот три неизменных базовых правила:

1. Держать голову прямо

Этот пункт жарко обсуждался во время испытаний с Лэнсом. Анатомия позвоночника грудного отдела (или поясничного отдела) Армстронга такова, что при низкой посадке с хватом за низ руля ему не удается добиться горизонтального положения спины. И все таки, удалось максимально убрать подбородок Ленса максимально вниз и вперед, благодаря чему аэродинамическое сопротивление значительно снизилось. Однако в случае с этим спортсменом есть загвоздка, мешающая работе этого положения: он не буде видеть, куда едет.   

Но вообще опускание подбородка вниз и вперед выгодно, т.к. располагает голову на одной линии с плечами. Все это уменьшает площадь вашего тела, подвергаемую лобовому  сопротивлению и даже силе ветра – как во время следования за другим велосипедистом, так и во время движения в отрыве. И это положение требует концентрации сил и внимания, потому периодически когда велосипедисты устают, они поднимают голову. 

Подсказка: визуально ваша голова и шея должны быть «вжаты» в пространство между лопатками. 

2. Адаптация к ветру и пространству

По мере того, как увеличивается ваша скорость, аэродинамика становится все более важным элементом движения, ведь преодолевать придется еще большее сопротивление. И тут возникает одна из великих дилемм велоспорта: держите ли вы во время передышки педаль внизу или нелепо поджимаете ее к животу? Если вы преодолеваете достаточно ровный спуск (на скорости, превышающей 40-50 миль/час), то принимайте эту «сложенную» позу – будете двигаться в результате еще быстрее. Это положение не очень устойчивое, зато дает низкую сопротивляемость воздуха. Когда же выезжаете вновь на горизонтальную часть трассы – можно снова принять обычную позу с опущенной педалью – она более устойчивая, но менее аэродинамичная. Однако за чуть большее сопротивление сможете «купить» бОльшую мощность. 

3. Тренируйте положения

После испытаний в аэротуннеле, о которых говорилось выше, Лэнс Армстронг предстал на велотрассе, чтобы подтвердить, что все эти положения тела действительно работают. Помимо того важно было отметить те отличия, которые имеют место быть у «быстрых» и «медленны» положений. Лэнс во время двухкилометрового заезда менял положение, но продолжал двигаться с прежней скоростью. Все потому, что в «быстрых»  положения  ему требуется гораздо меньше усилий для поддержания темпа, а значит – можно поэкономить силы и отдохнуть. Понимание этих особенностей должно подстрекать вас на усиленное внимание к положениям тела на тренировках.  

И в заключение еще несколько советов, следуя которым вы сможете повысить свою аэродинамику на любой дороге. 

  • Голова и подбородок. Не обязательно все время быть в таком положении, но когда сосредотачиваетесь на аэродинамике, опускайте голову, направляя подбородок вниз и вперед по направлению к рулю. 
  • Максимум горизонталей. Держите части своего тела максимально горизонтально, подставляя ветру только передний край. Держите локти так, чтобы предплечья были также параллельны земле. В таком положении езда на специальных лежаках лучше, чем просто на гоночном руле. 
  • Педали. Сопротивление воздуха всегда ниже, если обе педали во время передышки находятся на одном уровне, нежели когда одна педаль внизу.