Сталь против карбона

Если вы уверенно решили приобрести карбоновую раму, задумайтесь. Прежде чем так легко расставаться с большой суммой денег, подумайте, действительно ли карбон является именно тем материалом, который вам необходим? Не поймите неправильно, карбоволокно действительно имеет ряд несомненных преимуществ, но повальное увлечение им в последнем сезоне больше похоже на обычную моду. Да, профессионалы пользуются им, чтобы увеличить свои показатели и быстрее достичь финиша, а масса фанатов просто идет следом за своими лидерами, покупая то же самое.

Вы можете понаблюдать за весенними классиками, Джиро, Вуэльтой и Туром и сделать заметки о том, кто на чем ездит. И заметить, что отнюдь не дешевые детали сплошь состоят из карбона, содержание которого в велосипеде едва ли не больше, чем на Международной космической станции.

Такое поведение похоже на погоню за модной одеждой, только это – погоня за инновациями в велоспорте.

Действительно, почему бы карбоволокну не быть популярным? Рама и вилка практически невесомы, они имеют потрясающие амортизационные способности, к тому же, углеродное волокно никогда не перегревается. О популярности этого материала свидетельствует и тот факт, что ведущие производители стальных рам, такие, как Steelman, Serotta и Independent Fabrications, выделяют средства на изготовление рам из карбона.

Прекрасная стальная Cinelli Supercorsa в практически первозднанном исполнении выпускается до сих пор.

Для многих профессиональных гонщиков предложение тренироваться, не говоря уже об участии на соревновании на велосипеде со стальной рамой, будет рассмотрено как шутка. По какой-то необоснованной причине стальной велосипед сегодня в определенных кругах приобрел репутацию медленного, тяжелого и технологически отсталого агрегата – по аналогии с репутацией дизельных автомобилей в США.

Но реальность такова, что сталь еще никогда не была прочнее, легче и долговечнее, чем она является в наши дни. Более того, никакой другой материал не может предоставить наиболее универсальный велосипед, которому будет соответствовать практически любой райдер.

Штампованная тайваньская рама из карбоволокна зачастую стоит дороже, чем индивидуальный заказ стальной рамы. Конечно же, такой карбон даже не сможет приблизиться по качеству езды, которую может обеспечить сталь. И это не говоря уже о прочности и долговечности, которые гарантированы, если ухаживать за рамой должным образом.

Поэтому, прежде чем со всех ног бежать в магазин за карбоновой рамой, подумайте дважды. Вначале узнайте о преимуществах стали.

Долговечность

Да, углеродное волокно выглядит здорово, но его внешний вид не выдержал того испытания временем, как вид стальной рамы, изготовленной под заказ. Созданные вручную наконечники из нержавеющей стали, идеально спаянная головная труба и тщательный подход к мелочам обеспечивают гораздо больше персонализации, чем серийная карбоновая рама. Это все равно, что покупать костюм в брендовом магазине, или заказать его ручное изготовление, чтобы он был подогнан в точности для вас. Каждая пуговица будет пришита вручную, а каждый стежок будет отслеживаться наметанным глазом.

Стальные рамы, изготовленные на заказ такими мастерскими, как Baylis, Eisentraut или White, ко всему прочему, показывают, что их владелец уважает сохранение традиции создания важнейших деталей именно вручную, как делалось и сто лет назад. Типичная же карбоновая рама может быть изготовлена за пару часов или меньше, она стандартна и анонимна, и выходит из-под конвейера вместе с тысячами своих собратьев. Брайан Бейлис утверждает, что каждая из его рам – это не менее 100 часов ручного труда мастера, и за 40 лет его опыта он не построил двух одинаковых экземпляров. Покупая такой стальной велосипед, вы получаете безвременно стильный предмет искусства.

Минимальная весовая разница

Наверное, больше всего жалуются на сталь по той причине, что она значительно тяжелее углерода. Однако многие слишком преувеличивают – на самом деле разница не так уж и велика.

С развитием технологий углерод стал основным материалом, используемым в велосипедной промышленности. Карбоновые рамы раздвигают все границы представления о минимальном весе – он может достигать 900 грамм и ниже! Однако технологии по производству стали также не стояли на месте – преимущественно из-за того, что в условиях растущей прочности появилась возможность сделать стены труб более тонкими.

Легкий стальной каркас можно найти и в весовой категории 1,3 кг – правда, не слишком большая разница для обычного взрослого человека? Не стоит так сильно зацикливаться на весе. Разница в весе имеет большое значение только в случае, если этот велосипед будет использоваться для гонок, где дорога каждая секунда. В остальном, вейтвиннерство — это не более чем хобби. Например, в таких дисциплинах, как циклокросс, наличие велосипеда с минимальным весом – это скорее необходимость. Здесь параметр массы выигрывает перед удобством во время езды, так как спортсменам приходится периодически нести его на плече. В такой ситуации карбон, конечно же, имеет неоспоримое преимущество. Тем не менее, задние перья углеродной рамы имеют такую конструкцию, что очень быстро забиваются грязью, в итоге — выигрыш в весе менее заметен.

Прочность

Мастера работали со сталью и изучали ее свойства более ста лет в силу многих причин, и не в последнюю очередь именно из-за ее прочности. И это подтверждается тем, что по улицам городов до сих пор ездят велосипеды, которые были сконструированы и 50, и 100 лет назад. 

Стальная рама прощает слишком затянутые болты, а вот карбон может потрескаться в любой момент. Кроме того, будьте особенно осторожны при перевозке вашего карбонового велосипеда на автомобиле – всего один неосторожный поворот может лишить вас двухколесного друга.

Помните, карбоновые детали в большинстве случаев не подлежат ремонту. Мелкие трещины ремонтируются. Но неудачное падение может повредить раму настолько, что восстановление будет невозможно.

Велосипед Jeremy Honorez после серьезного падения

Ценность

Помните, что вы можете за те же деньги заказать стальную раму, созданную специально под параметры вашего тела, сделанную с любовью умелыми руками мастера, который тщательно будет следить за каждой мелочью. Все же это не идет ни в какое сравнение с массовым производством на тайваньских сборочных линиях.

А на Ebay вы всегда сможете найти красивейшие рамы. Одна из таких -  CIOCC Designer 84 за $990.

Заказ стальной рамы для велосипеда означает, что эта деталь будет сконструирована и изготовлена в точном соответствии с вашим ростом, весом, длиной внутренней стороны бедра и спецификой туловища. Езда на таком велосипеде будет означать удобство, качество и безопасность.

Богатый выбор стальных труб и сплавов дает гораздо большую свободу. Идеальная адаптация рамы под вес райдера, стиль катания и так далее. В это же время, карбон дает меньшую степень свободы, зачастую современные рамы просто универсальны.

При надлежащем уходе стальная рама, скорее всего, переживет вас, в то время как углеродная вряд ли переживет вашу задолженность по кредиту, в который вы увязли, лишь бы купить ее.

Заключение

Из всех вышеупомянутых причин преимущества стали над карбоном, главной, наверное, будет долговечность. Вы сильно раскошеливаетесь, чтобы улучшить свой велосипед. Учтите, что на нем вы будете ездить каждый день (оптимистично), и каждые две недели участвовать в гонках (еще более оптимистично). У вас ограниченное количество средств, как и у большинства людей в этом мире? Вы хотите себе прочный и надежный велосипед, который прослужит вам действительно долго, чтобы, если это возможно, его можно было бы продать, когда вам надоест? Чтобы сделать это с чистой совестью, зная, что он прослужит следующему владельцу столько же, сколько и вам, не стоит останавливать свой выбор на углероде.

Владение карбоновым велосипедом имеет смысл в некоторых ситуациях, например, если вы подписали контракт и получаете немало средств от спонсоров, или состоите в профессиональной команде гонщиков, где можете получать новую модель ежемесячно. В таких ситуациях прочность стоит на втором месте, потому что вы либо продаете велосипед после одного сезона гонок, либо бесплатно ездите на новых на постоянной основе.

Если же вашей целью является покупка надежного велосипеда, жизнь которого продлится как минимум 5-10 лет, вначале проверьте, есть ли в вашем городе частные мастерские, изготавливающие рамы на заказ. Найдите в Интернете видеозаписи и фотографии с ведущих мировых выставок и осознайте, что такое настоящее искусство и красота добросовестно сделанного гоночного материала.

Стоит отметить, что индустрия продолжает активно развиваться, и карбоволокно — вместе с ней. На данный момент существует достаточно большое число марок карбоволокна, что делает этот материал уже более универсальным и дает большую свободу выбора.

 
Sheldon 16 августа 2011 34595 просмотров

Комментарии

аватар: Bigfootwm
Bigfootwm Втр, 08/16/2011 - 21:53

Столько слов про "сделают под ваш рост на заказ" и не одного пруфлинка!

аватар: admin
admin Ср, 08/17/2011 - 08:36

не так давно было опубликовано интервью с создателем рам STANRIDGE SPEED - хороший пример кастомных стальных рам
http://cyclepedia.ru/content/here-we-are-stanridge-speed

аватар: Bigfootwm
Bigfootwm Ср, 08/17/2011 - 21:10

Тоже о ней подумал, но там пересылка, все дела. поближе бы! Киевляне хотели вроде рамы паять, но пока, видно, не получается.

аватар: Bigfootwm
Bigfootwm Ср, 08/17/2011 - 21:13

Да и дороговато за такую сумму раму из штатов заказывать. Тогда уж проще в Европе найти.

аватар: bobo
bobo Ср, 08/17/2011 - 00:00

Стальная рама за "штуку" - это для фитишистов и олигархов. У меня точно такая же как на последней картинке. Служит мне уже больше 10 лет, но в ней есть слабые места - это стык верхней части нижней трубы и рулевого стакана (некогда треснутый и запаяный), хомут подседельного штыря со временем деформировался , в ней слабая жесткость (понятно что из-за экономии в весе), при этом ее вес 2600 г., а купил я ее за 40$. с рук. Несомненный плюс - ремонтопригодность, потому она и "вечная" (ничто не вечно).

аватар: reangil
reangil Ср, 08/17/2011 - 00:25

да, кстати, в этом сталь тоже сильно выигрывает - карбон еще никто не придумал, как чинить.

аватар: acidjude
acidjude Ср, 08/17/2011 - 01:02

Придумали году в семидесятом.

аватар: reangil
reangil Ср, 08/17/2011 - 01:07

мдэ? а я где-то читала, что нет. интересно, какой

аватар: admin
admin Ср, 08/17/2011 - 08:40

насколько мне известно, чинятся только трещины и сколы
Слышал, что даже сломанные напрочь рамы склеивают эпоксидкой, проложив внутрь жесткий пенопласт, такая рама - это кот в мешке уже.

аватар: reangil
reangil Ср, 08/17/2011 - 11:36

а почему такая большая разница - рама на картинке стоит почти тысячу долларов же

аватар: admin
admin Ср, 08/17/2011 - 11:38

кстати да, на какой такой барахолке можно найти такое чудо всего за 40$?

аватар: acidjude
acidjude Ср, 08/17/2011 - 14:16

В Европе/США на блошиных рынках можно найти все что у годно. )

аватар: bobo
bobo Ср, 08/17/2011 - 23:28

Это совсем не чудо, а классическая шоссейная рама паяная на втулках. Харьковская выполнена точно таким же способом минус оккуратность, и точно также долговечна и столько же весит как и эти псевдобренды. В стальной шоссейной раме у вас, как правило, будет традиционная рулевая колонка на резьбе, это еще увеличивает вес, т. к. будет традиционный вынос и традиционный шток вилки... Я купил такую раму с подобной идиотской раскраской и с такой же хромированной вилкой через газету "из рук в руки" у какого-то пацана, у которого папка таскал этот металлолом с итальянских мусорок в Белоруссию.
Сталь уже никогда не сможет тягатся с карбоном в велосипедном мире.

аватар: Bigfootwm
Bigfootwm Ср, 08/17/2011 - 23:42

Поверьте, сможет. Параметр "цена" очень важен среди любителей. Потом всякие марафоны, туризм, дешевые городские фиксы и т. д. Хорошая стальная рама дешевле хорошей карбоновой и еще лет 5-10 так будет. ну и всякие коллекционеры плюс.

аватар: admin
admin Чт, 08/18/2011 - 00:15

думаю, что та же Cinelli Supercorsa очень даже погоняется с карбоном
за те деньги, за которые можно купить средненький карбон, можно купить топовую сталь

аватар: bobo
bobo Чт, 08/18/2011 - 00:11

Ну, если речь о достатке, то да.

аватар: ken_adams
ken_adams Чт, 09/15/2011 - 15:19

Есть пара вопросов:

1. Посоветуйте, пожалуйста, производителей итальянских классических стальных шоссейных рам.
Известные мне рамы стоят в районе 2000 $/€ и больше:
- Colnago Master,
- De Rosa Neo Primato,
- Cinelli Supercorsa.
Они, конечно, все супер. Но хотелось бы что-то в районе 1000 $/€ (за новую).

2. Как правильно подобрать размер шоссейной рамы с классической геометрией? Ведь тут точность важнее, чем для слопинговых рам.

аватар: Bigfootwm
Bigfootwm Пт, 09/30/2011 - 10:41

Да и стальной шоссер, собранный на старой раме — хорошая альтернатива гибридам и ситибайкам. На таком велике ездить на работу очень здорово.

Hardheaded Studio