М-80

Из первых уст о легендарных велосипедах «Москва-80»

Мне кажется, эту тему о велосипеде «Москва-80» нужно рассматривать в трех направлениях:

  • Откуда это вообще взялось?
  • Что из этого получилось?
  • Могло ли столько весить?

Мне придется говорить банальности, но без этого не получится.

Итак, по первой теме

Что нам известно о том времени, когда в середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года?

Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и финансирование для того, чтоб это мероприятие успешно осуществилось. Карусель завертелась знатная.

Среди всего этого из ЦК прошла мысль — наши спортсмены должны выступать на отечественном инвентаре. Сказать-то сказали, да как это осуществить.

Я думаю, не один тренер различных сборных искал пути того, как эту мысль ЦК избежать. И, видимо, это удалось, используя формулу «нельзя гарантировать высокий спортивный результат на инвентаре не прошедшем должной апробации». Наверное, с облегчением вдохнули и многие спортивные НИИ, понимая, что, даже имея свои наработки догнать за один олимпийский цикл зарубежных производителей не удастся. И еще, видимо, на тот период в СССР сформировалось сильное лобби зарубежных производителей спортивного инвентаря.

Теперь ближе к велосипеду — на чем выступали наши сборные в то время? На треке это RIH, De Rosa, Cinelli, CNC. На шоссе — тут почти 99% Кольнаго. Приятным исключением из этого правила была сборная Эстонии, которая выступала на De Rosa – очень достойном велосипеде.

Думали ли в руководстве велосипедных сборных менять что-то в инвентаре? Да нет, конечно! И это правильно.

А тут появляется настырный человек из ЦКТБ г. Харьков и что-то пытается сделать и доказать. Этим специалистом был Георгий Иванович Панин. И «М-80» мы обязаны именно ему. Он начинает постоянно наведываться в сборные, пытаясь понять, предугадать, а то и просто выполнить «капризы» их руководства. Не являясь гонщиком, ему подчас просто тяжело и он находит единственно возможный на тот период путь для решения задачи: раму нужно делать из импортных труб (на тот момент это были трубы фирмы Witberg), оборудование будет склонировано с Campagnolo, а за прототип рамы был взят Colnago Mexico (на этой модели сборная СССР победила на олимпиаде 1972 года в Мюнхене).

Выбор прототипом Colnago Mexico (велосипеда, предназначенного для командной шоссейной гонки на 100 км.) обусловлен тем, что данный вид шоссейной программы для СССР был превалирующим – победы на олимпийских играх 1972, 1976 и ЧМ того периода.

И началось: Панин с сотоварищами делает, Капитонов и сборная смеется. Панин переделывает — и все повторяется снова. Капитонов и сборная так и не поняла главного — своим отношением к проекту «М-80» они очень сильно помогли Панину в его работе. В общем, можно сказать, что Панин сборную таки достал. 

Окончательный вариант 4-х велосипедов для командной гонки были привезены им в тренировочный лагерь сборной. Капитонов на свое усмотрение передает эти образцы наиболее атлетичным гонщикам сборной: Пикуусу, Чуканову, Чаплыгину, Журавлеву с напутствием сломать велосипеды в течение недели (неделя это срок командировки Панина). Несмотря на такой подход со стороны руководства сборной сломать велосипеды не удалось. В этих испытаниях лопались только экспериментальные титановые спицы.

После этого следующая партия велосипедов решением спорткомитета СССР была передана для следующих испытаний в спортивный клуб «Локомотив» г. Ленинград тренеру А. А. Кузнецову.

Велосипеды были переданы весной 1979 года в канун сочинской гонки. Эти велосипеды также были предназначены для командной и индивидуальной гонок.

Но решением тренера Кузнецова велосипеды эксплуатировались в горных условиях Сочинской гонки. В результате чего лопнули следующие детали:

  • пустотелые титановые валы каретки;
  • облегченные шатуны.

А ведь данные детали, как и велосипед, предназначались для использования в командных и индивидуальных гонках.

Через своего патрона Романова Кузнецов пожаловался в ЦК в результате чего Г. И. Панин был уволен. При этом в расчет не приняли экспериментальный характер работ и использование титана — инновационный на тот момент материал.

Указанные выше велосипеды весили менее 8 кг. На лицо было и переоблегчение, и неадекватное использование.

С этого момента мелкосерийный выпуск шоссейных велосипедов «М-80» сворачивается и до конца 1979 года изготавливаются единичные экземпляры по индивидуальным заказам отдельных гонщиков, спортивных команд и спорткомитета.

Всего было выпущено около 52-х велосипедов для различных видов гонок на треке и шоссе.

Таким образом «М-80» «выжил» и занял свою нишу среди велосипедов, выпускаемых по индивидуальному заказу. 

А параллельно с этим у руководства сборной (речь идет о шоссейной команде) решался вопрос, на велосипедах какой фирмы ехать олимпиаду. Это напоминает нынешние тендеры, но тогда, как и сейчас, не все участники тендера одинаково равноправны. Быть спонсором хоть и сильной сборной, но без гарантий на победу некоторые опасались. Colnago рискнули, даже не рискнул, он просто продолжал делать свое, не первый год начатое дело. А вот Bianchi испугались. Лично я думаю, им этот испуг до сих пор «аукается». Остальные игроки были не настольно финансово сопоставимы с Colnago и тоже не рискнули. А может их просто и не выбрали в силу разных обстоятельств…

Что же получилось из темы «М-80»

А получился высокого европейского уровня велосипед (европейские страны тогда были законодателями велосипедной моды и мировыми лидерами велопроизводства).

Шоссейный вариант велосипеда

Трековый вариант

Вопрос по весу «М-80»

Если учесть, что из стали на этом велосипеде, кроме рамы и вилки, естественно, были изготовлены только тросики, спицы (в дальнейшем), дорожки и тела качения и еще чуть-чуть, то заявленный вес 8,25 кг. при росте рамы 56-58 более чем реален. Как пример, задний переключатель «М-80» вместе с болтом крепления весил 175 грамм, для сравнения, на тот момент самый легкий задний переключатель Campagnolo без болта крепления весил 182 грамма. В титановой трещетке отыгрывали еще несколько десятков грамм. И так можно продолжать по каждой детали.

Правда, такое облегчение не могло не сказаться на ресурсе и выводило эти велосипеды из тренировочного процесса только в соревновательный. Тут появляется хороший повод для перехода на международную кооперацию по комплектующим, но на тот момент, наверное, это было невозможно и лишило бы «М-80» определенного шарма. :)

Р. И. Воронцов подключился к проекту «М-80» сразу по приходу на работу в ЦКТБ велостроения в конце 1978 года, т.е. на завершающем этапе работ. И больше занимался модификациями трековых вариантов «М-80».

«Тахион» не является продолжением темы «Москва-80». Рамы различных моделей этого велосипеда разрабатывались без упора на иностранные аналоги. Первичная направленность шоссейных рам «тахион» — использование их в групповых, горных гонках и критериумах. Ради экономии времени на первом этапе этой темы использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от «М-80».

P. S. Кстати, а велосипеды производства СССР таки приняли участие в шоссейной программе олимпиады. Сборная Камеруна решила ехать на велосипедах производства СССР, и ХВЗ справился с этой почетной задачей – спорткомитет обеспечил наших африканских друзей велосипедами «Чемпион шоссе».

С уважением, Реджинальд Иванович и Вадим Воронцовы

 
vvr 22 мая 2011 16039 просмотров

Комментарии

аватар: cyclist
cyclist Сб, 05/28/2011 - 12:11

было безумно интересно это читать, из первых уст тем более!
Спасибо! Теперь у меня есть еще одна мечта - достать Москва-80 в оригинальном состоянии. Хотя, это невозможно, мне кажется

аватар: enable
enable Сб, 05/28/2011 - 20:57

никто не продаст

аватар: Benny214
Benny214 Сб, 05/28/2011 - 14:04

Вадим и Реджинальд Иванович огромное вам спасибо что вы решили работать с этим сайтом, т.к. выискивать информацию про советские гоночные велосипеды очень тяжело. Читал уже на бироте эту статью.. очень интересно!! и было б очень хорошо собрать по больше информации на одном сайте.
Вадим Реджинальдович не могли ли вы рассказать про раму "квант", я вляюсь ее владельцем, и очень хотелось бы услышать именно от вас про нее, т.к. собирать крупинки по постам форумов очень тяжело и они очень расходятся.
Ещё раз спасибо вам за вашу информацию!!!!

аватар: enable
enable Сб, 05/28/2011 - 20:56

культовый велосипед, спасибо!

аватар: leon_84
leon_84 Вс, 05/29/2011 - 19:24

большое вам спасибо
очень познавательно как говориться все догадки нафиг
многое стало ясно

аватар: Artem
Artem Ср, 06/01/2011 - 13:42

При покупке «Чемпион шоссе», старый хозяин сказал что на изготовление рамы ушло 30 грамм серебра.

Взял велосипед на ходу но пришлось поменять много родных запчастей, так как реставрация обошлась бы дороже.
Думаю врятле можно найти такой велосипед в оригинальном состоянии, только собирать самому. У меня родного живого осталось ничего.

аватар: vvr
vvr Ср, 07/06/2011 - 17:30

Про Квант попробую написть и еще есть одна темка.

времени сейчас не хватает - работаю в приемной комиссии.

аватар: admin
admin Ср, 07/06/2011 - 17:31

спасибо!

аватар: ken_adams
ken_adams Пт, 09/23/2011 - 08:43

Ciocc делает велосипеды Mockba 80. Интересно, есть ли какая-то связь.

аватар: vvr
vvr Пт, 09/23/2011 - 13:53

никакой.

Ciocc всего лишь один из претендентов на поставку инвентаря до сборной СССР

аватар: untermensch
untermensch Сб, 10/22/2011 - 18:22

Спасибо за интересный материал. Тут же возник вопрос: есть ли на рамах этих велосипедов какие-то специальные опознавательные знаки (напр., на петухе)?

аватар: vvr
vvr Пнд, 10/24/2011 - 12:22

нету

аватар: ded_pehto
ded_pehto Ср, 02/29/2012 - 13:09

У нас в спортшколе такая рама была. Сложили в завале на гонке :(

аватар: admin
admin Ср, 02/29/2012 - 23:16

эх ничто не вечно. Я надеюсь, у нас когда-нибудь будет музей и там будет стоять М-80

аватар: димон
димон Сб, 03/31/2012 - 14:16

а я за 1000 отхватил м80, только не спец заказ, нулевый как будто не катались, вот фикс думаю сделать а лишнее по запчастям продам, 79 год выпуска радует

Hardheaded Studio