Поль де Виви – французский изобретатель, не побоявшийся взяться за вроде бы и так совершенный механизм – велосипед. Именно благодаря ему мы пользуемся трансмиссией в том виде, в котором она выглядит сейчас. 

Но главной его заслугой была популяризация велоспорта: специальные диеты, инновационные тренировки, длительные заезды, прогресс и еще раз прогресс. Из-за яркого примера Поля де Виви и его искренней любви к велоспорту спортсмены и тренера стали двигаться вперед.

Первый велосипед

Поль де Виви родился в 1863 году на юге Франции, в провинциальном городке Перн-Ле-Фонтен. Нельзя сказать, что в детстве будущий конструктор имел тягу к изобретательству – он был обычным мальчиком, сыном преуспевающего человека знатного рода, готовящимся пойти по стопам отца. 

Карьера Поля началась с изучения производства шелка, после чего он открыл свое дело. Затем он женился. Вроде бы в этой истории нет ничего примечательного, если бы не одно «но». В 1881 году, будучи в возрасте 28 лет, он приобретает свой первый велосипед. Стоит отметить, что приобретение велосипеда означало в то время наличие у его владельца немалого состояния – за 200 франков обычный рабочий должен был работать почти 5 лет.

Сейчас такие агрегаты, наверное, стоят только в музеях. Во времена Поля де Виви ездили на велосипедах «пенни-фартинг», или HiWheel, которые имели странную, известную всем со старых фотографий, конструкцию: огромное переднее колесо и очень маленькое заднее. Такой механизм не внушал никакого доверия – центр тяжести был смещен вперед, а ездок не мог дотянуться ногами до земли. Чтобы ездить на таком велосипеде, нужно было очень наловчиться, иначе возникала угроза и здоровью, и жизни его владельца.

Только сильный и ловкий человек мог спокойно обращаться с пенни-фартингом – помимо странной конструкции, проблему создавал еще и огромный вес велосипеда. Мало того, чтобы просто сесть на велосипед, нужно было проявить чудеса ловкости: вначале поставить ногу на ось маленького колеса, схватиться за руль, и плавно, держа равновесие, продвинуться к сиденью. Соответственно, такие мелочи, как попадание в выбоину или резкая остановка, могли привести к довольно плачевным последствиям – как правило, ездоки кувырком летели через переднее колесо. Несмотря на это, многие велосипедисты-экстремалы XIX века на длинных и крутых спусках перекладывали ноги на руль, что увеличивало скорость в разы. Однако любая оплошность, естественно, грозила им тяжелыми травмами.

Поль де Виви, несмотря на все недостатки агрегата, с удовольствием проводил на нем долгие часы. Он постоянно ездил по окрестностям своего дома, совершенствуясь в езде. Мало того, в определенный момент Поль достиг такого совершенства, что предпринял длинную поездку в 100 км, преодолев это расстояние за 6 часов.

В итоге он так увлекся велопрогулками, что понял – такой неудобный велосипед ему больше не нужен. Так был приобретен сначала тандем, потом трехколесный велосипед. Эти модели не продавались во Франции, поэтому успешный предприниматель заказывал их из Ковентри (Великобритания). Именно там в то время сконцентрировались все сливки велосипедной индустрии – мастера постоянно радовали инновациями, выпускались новые, модные модели.

Выбор жизненного пути

Поль де Виви настолько увлекся поиском интересных моделей, что все меньше времени продолжал уделять собственному бизнесу. Тогда же перед ним встала серьезная дилемма. Поль выбрал велосипеды и в 1887 году продал бизнес по производству шелка. В 34 года, будучи женатым, он изменил свою жизнь в корне. Мало того, будущий конструктор и новатор переезжает в Сент-Этьенн и открывает небольшой магазин, торгующий велотоварами. 

Тут же Поль де Виви начинает издавать журнал «Le Cycliste» на французском языке, который за несколько лет приобрел невиданную популярность. А все благодаря тому, что он внезапно открыл в себе талант писателя и журналиста. Он писал красиво, стараясь задеть самые глубокие эмоции читателей, и делясь с ними своими впечатлениями и опытом:

«После того, как я провел весь день на велосипеде, я ощущаю себя обновленным, чистым и телом, и душой. Я нахожусь в полном согласии с собой и окружающим миром. Вот именно в такие дни я исполняюсь искренней благодарностью к своему велосипеду. И даже если я не могу по-настоящему насладиться ездой на нем, я все равно буду делать это, чтобы обрести душевное спокойствие. Какое же это прекрасное тонизирующее средство! Быть открытым и солнцу, и проливному дождю, и удушающей пыли, и пронизывающему туману, и холодному воздуху, и хлещущим ветрам!»

Правила Велосьо

Эти правила были написаны Полем и основаны на его собственном опыте. Они были опубликованы в его журнале и остались известными до сих пор:

  • Остановки должны быть короткими и редкими
  • Есть нужно только перед тем, как проголодаешься, пить – перед тем, как начнешь испытывать жажду
  • Нельзя переутомляться до такой степени, когда не можешь ни заснуть, ни нормально поесть
  • Оденьтесь теплее перед тем, как замерзнете, снимите куртку до того, как вам станет жарко
  • На время поездки откажитесь от табака, мяса, алкоголя
  • Распределяйте силы, не выжимайте сразу всю скорость, на которую вы способны, особенно в самом начале пути
  • Никогда не красуйтесь перед другими

Эти советы назвали «правилами Велосьо» — именно таким псевдонимом пользовался Виви, публикуясь в прессе. И именно под этим именем он стал известен в кругах любителей велоспорта.

Конструктор

В 80-х годах XIX века Поль де Виви буквально переосмыслил свою жизнь, начав все с чистого листа. Перед ним открылся новый мир, полный возможностей, и он воспользовался ими сполна.

В то время конструкции велосипеда уделялось все больше внимания, многие мастера совершенствовали его, делая все более быстрым и удобным. Именно в то время велосипед пришел к тому облику, стандарт которого сохранился до наших дней. И Виви активно участвовал в этом процессе.

Вначале, открыв магазинчик, он довольствовался закупкой и перепродажей новых английских моделей, параллельно выпуская журнал. На протяжении двух лет он детально изучал конструкцию велосипеда и раздумывал, как же ее можно модифицировать. Те проблемы, которые вставали перед конструкторами XIX века, для современности просто смешны, однако тогда они были очень значительными.

На первом месте стоял вопрос безопасности. Предлагались различные конструкции рамы, позиции руля и седла, размеры колес и устройство шин. Но самым главным поводом для жарких дискуссий был передаточный механизм.

В 1889 году Поль де Виви сконструировал свой первый велосипед, назвав его «La Galouse». Его рама уже напоминала современную, имелась цепь и одна передача. Однако велосипед стал полным провалом на практике – во время пробного заезда один из читателей его же журнала легко обогнал Поля, попыхивая при этом трубкой. Неудача изобретателя не остановила – он продолжал упорно искать пути совершенствования велосипеда.

Размер передней и задней звезд полностью захватил ум Виви: сначала он поставил легкую передачу, чтобы легко подниматься в гору, однако на спуске его легко обгоняли конкуренты, едущие с высокой скоростью. При увеличении – проигрывал на подъеме.

Тогда он стал применять две концентрические звездочки цепной передачи, однако цепь необходимо было переставлять вручную, останавливаясь и спускаясь с велосипеда. Это занимало большое количество времени, однако конструкция Виви все равно выигрывала в поездках на дальние дистанции.

Следующим усовершенствованием стало добавление двух концентрических звездочек с другой стороны колеса. Это дало велосипеду уже четыре скорости. Но, помимо остановки и ручной перестановки цепи, нужно было откручивать и переставлять обратной стороной колесо. Однако и эта конструкция была воспринята «на ура».

В 1901 году Поль де Виви покупает переключатель скоростей от британской «English Whippet», тщательно изучает и совершенствует его, выведя на совершенно новый уровень. Он сам отнес свою разработку на завод, и в 1906 году велосипедные переключатели скоростей, наиболее похожие на современные, стали повсеместно производиться во Франции. При этом Виви сделал это абсолютно бескорыстно, даже не подумав оформить патент на изобретение. Правда, некоторые скептически настроенные эксперты считают, что он лишь популяризировал уже имеющуюся конструкцию, не внеся в нее особенных изменений.

Борьба за инновации

Однако, как оказалось, не все были рады новаторствам и прогрессу. Главным противником де Виви  был не кто иной, как Анри Десгранж, организатор «Тур де Франс». Он, как мог, критиковал любые модификации велосипедов, мотивируя это тем, что спортсмены «расхолаживаются» на таких конструкциях вместо того, чтобы использовать лишь собственные силы и умения.

Трансмиссия же, по его словам, была отличным решением лишь для женщин и престарелых людей. Вместо того чтобы смириться с авторитетным мнением, Поль организовал целую акцию протеста: написал множество статей в пользу инновации, ответил на сотни писем. На своем велосипеде за год он преодолел примерно 19 тыс. км, издевательски обгоняя профессиональных спортсменов на «Col de Republique».

В 1902 году он организовал проведение теста, официально освещаемое во всех авторитетных изданиях. Эдуард Фишер, популярный велосипедист и несомненный чемпион, едущий на односкоростном велосипеде, против Хессе с трехскоростной трансмиссией. Оба спортсмена преодолели 241 км на высокогорной дороге, где Хессе выиграл с большим отрывом, ни разу не коснувшись земли ногами.

Де Виви послал Десгранжу персональный отчет, однако тот ответил однозначным «нет», заявив, что это изобретение замечательно, однако оно полезно лишь для 45-летних велосипедистов. Он снова призвал Поля к использованию лишь силы собственных мышц, назвав трансмиссию «всего лишь уловкой». И вновь настоял на фиксированной передаче.

Поль де Виви все же добился своего – через 30 лет. Все эти годы он активно пропагандировал трансмиссию, в основном в своем журнале, который продолжал набирать популярность. Помимо обсуждения технических новинок, в каждом номере уделялось много внимания и гигиене, и самодисциплине, и спортивным диетам.

Велосипедист-марафонец

Поль де Виви был приверженцем здорового образа жизни – вегетарианство и отказ от алкоголя были его основными принципами. Он настолько любил велоспорт, что для него поездки были чем-то подобным медитации – способом успокоения и познания себя. Достижения этого непрофессионала поражают даже современников. Мало того, он собрал вокруг себя группу друзей-единомышленников, которые покрывали вместе с ним впечатляющие расстояния:

  • 1886 год. Преодолел 144 км за полдня на велосипеде без надувных шин.
  • 1889 год. Преодолел 241 км на велосипеде весом в 24 кг.
  • 1900 год. В возрасте 47 лет преодолел 643 км по горам Швейцарии и Италии за 48 часов.
  • 1903 год. В возрасте 50 лет преодолел 965 км (Сент-Этьенн – Ментон и обратно) за 4 дня на велосипеде весом около 30 кг.
  • 1904 год. В Рождественскую ночь преодолел расстояние от Сент-Этьенна до Ментона. Ночь была такой холодной, что вернулся он с сосульками на усах, радостный от поездки.
  • 1910 год. Традиционное для де Виви «весеннее лекарство» в 563 км (Сент-Этьенн – Ницца) преодолено за 32 часа. В Ницце к нему присоединились друзья, с которыми за 3 дня велотурист проехал еще 402 км.
  • 1912 год. В возрасте 59 лет преодолел 643 км за 46 часов (Сент-Этьенн – Экс-ан-Прованс). Однако, завершив путешествие, де Виви заявил, что начинает терять силы, а его 35-летний друг справляется с поездкой на порядок лучше. Поэтому он принял решение преодолевать этапы с временными отрезками до 40 часов. «Я предоставлю молодому поколению возможность показать, что человеческий организм способен еще на многое, например, находиться в поездке 3 дня и 2 ночи, не теряя при этом сил», — писал он в своем журнале.

Лучшее в мире ощущение

Во время путешествий Поль де Виви придерживался собственной диеты, употребляя молоко, яйца, пирожки, рис и разнообразные фрукты. Он останавливался передохнуть крайне редко, правильно распределяя собственные силы и наслаждаясь поездкой.

Многие критиковали Поля за такой стиль езды, считая его вредным для здоровья, однако у Велосьо было на это свое мнение: «Я хочу показать, что поездки на сотни миль с редким отдыхом не представляют никакой угрозы организму. Конечно, путешествие с остановками в каждые полчаса – это, несомненно, приятно, но получить настоящее удовольствие от этого вы не сможете. Мало того, такой способ полностью разрушает ваш ритм, расточая всю энергию».

Поль получал от поездок неземное удовольствие, найдя в них отраду своей жизни: «Критикующие меня люди не могут понять тех чувств, которые испытываешь при энергичной езде. Мысли очищаются, и мозг функционирует легче. Многократно усиливаются впечатления, а восприятие – обостряется. Даже кровь в жилах бежит быстрее. Я могу вспомнить каждую свою поездку в самых мельчайших деталях, даже те, которые совершил давным-давно».

Велосипед и друзья – вот что было самым важным для него. Магазин его постепенно расширялся, однако не приносил особых денег. Ошибкой Виви было то, что в свое время он не запатентовал свое изобретение, однако он не слишком горевал на этот счет. Два раза в год в своем журнале Велосьо приглашал всех желающих поучаствовать в местных гонках. И благодаря ему через некоторое время они выросли до масштабов страны, некоторые проводятся до сих пор. 

Взять, например, июньскую «Col de la Republique», в которой он так любил участвовать. Здесь проводятся соревнования для всех категорий, и в 2010 году гонка отпраздновала 85-летний юбилей. Участвует в ней не менее 1000 профессионалов и неисчислимое количество фанатов.

Велосьо был объявлен покровителем всех радоннеров – велосипедистов, участвующих в марафонских заездах.

27 февраля 1930 года в возрасте 77 лет Поль де Виви попал под колеса автомобиля, выехав на очередную велопрогулку.

Позже ему была посвящена книга «Velocio, Grand Seigneur», написанная американцем Клиффордом Грейвсом. Автор отлично передал ощущения Виви при поездке: «Велосипед для него был дорогой к свободе, как физической, так и духовной. Он был выражением его личной философии. Поль де Виви отдал много, но получил гораздо больше».