Самая знаменитая многодневка Tour de France имеет более чем столетнюю историю, успев пережить две мировые войны, многочисленные смены правил, фатальные ошибки и ошеломительные победы. Каждый год дарит велогонщикам новые возможности проявить себя и доказать, что ты — самый лучший. Небывалый ажиотаж (правда, в основном, в Европе), многочисленные репортажи и новости держат в курсе будущих зрителей, разбивая гонку на мельчайшие подробности. Но как эта многодневка появилась, а главное — каким была та самая первая гонка, которая положила дорогу величайшему состязанию профессиональных велосипедистов?
Первая Tour de France прошла в далеком 1903 году с 1 по 19 июля. а спонсором выступила газета L'Auto (аналогично Giro d'Italia, где спонсором и учредителем также выступило спортивное издание). Спорстменам предлагалось проехать 6 этапов, протяженностью 2,428 км. Пусть такое количество этапов мало, если сравнить с современными условиями гонки (в 2010 году был 21 этап), зато расстояние просто ошеломляет. В 2010 году спортсменам надо было проехать 3,596 км, а в 1903 на тысячу меньше. Но вы сравните количество этапов! В среднем велогонщику надо было преодолеть 400 км за этап, тем более не стоит забывать, что у них не было возможности выбора скорости, а велосипеды были далеко не карбоновые (о аэродинамике не может быть и речи).
На фотографии сверху запечатлен Maurice Garin, ставший первым победителем Tour de France. Тогда это не вызвало фурора, т.к. именно он и был главным фаворитом еще до начала соревнований. С первого этапа Garin вырвался в лидеры, не уступив это место в течение всей многодневки. Победы на последних двух этапах лишь упрочнили его общее лидерство, а преимущество составило более 3-х часов. После гонки тираж газеты L'Auto возрос в шесть раз, что позволило назвать первый Tour de France успешным и запланировать новые этапы на будущий год.
Гонка имела большое количество отличий от того, что мы можем видеть сейчас. Велогонщикам предстояли 6 этапов, после каждого из которых следовал день отдыха. Хоть маршрут и был более чем 2000 км, но все участки были плоскими. Само собой не существовало понятия профессиональной команды и каждый участник выступал за себя, правда за участие во всей гонке следовало заплатить 10 франков (по современным ценам это составляет примерно 100 евро). Участие в одном из этапов стоило в два раза дешевле — 5 франков. Из-за того, что этапы были очень долгими (400 км это не шутка) каждый из них начинался задолго до рассвета. Так, например, последний шестой начался в 21:00. На протяжении всего маршрута устанавливались стюарды, чтобы контролировать ход гонки. Желтой майки еще не было в те времена (она появится лишь в 1919 году), и лидера определяла зеленая повязка на руке. Первая восьмерка на финише получала денежный приз: 50-1500 франков за каждый из этапов. Четырнадцать лучших гонщиков в генеральной классификации получали уже от 3000 до 25 франков.
В 1903 году не было установлено правило обязательного финиша, так Charles Laeser выйграл четвертый этап, но так и не проехал третий. Всего в самом первом Тур де Франс участвовало 60 велогонщиков, которые уже были профессионалами или полупрофессионалами на то время. Из них 49 были французами, 4 бельгийца, 4 швейцарца, 2 немца и один итальянец. Не стоит забывать, что 21 участник имел спонсорство велопроизводителей, что является неплохим результатом для самого начала прошедшего века. Но пусть число участников было равно 60, при этом не каждый из них участвовал в каждом этапе: одни ехали в первом и третьем, другие во втором и т.д.
Результаты этапов:
1 | 1 июля | Paris–Lyon | 467 km | Maurice Garin (FRA) | ||
2 | 5 июля | Lyon–Marseille | 374 km | Hippolyte Aucouturier (FRA) | ||
3 | 8 июля | Marseille–Toulouse | 423 km | Hippolyte Aucouturier (FRA) | ||
4 | 12 июля | Toulouse–Bordeaux | 268 km | Charles Laeser (SUI) | ||
5 | 13 июля | Bordeaux–Nantes | 425 km | Maurice Garin (FRA) | ||
6 | 18 июля | Nantes–Paris | 471 km | Maurice Garin (FRA) |
Итоговая квалификация участников:
1 | Maurice Garin (FRA) | La Française | 94h 33' 14' |
2 | Lucien Pothier (FRA) | La Française | +2h 59' 21" |
3 | Fernand Augereau (FRA) | La Française | +4h 29' 24″ |
4 | Rodolfo Muller (ITA) | La Française | +4h 39' 30″ |
5 | Jean Fischer (FRA) | La Française | +4h 58' 44″ |
6 | Marcel Kerff (BEL) | — | +5h 52' 24″ |
7 | Julien Lootens (BEL) | Brennabor | +8h 31' 08″ |
8 | Georges Pasquier (FRA) | La Française | +10h 24' 04″ |
9 | François Beaugendre (FRA) | — | +10h 52' 14″ |
10 | Aloïs Catteau (BEL) | La Française | +12h 44' 57 |
Не менее интересными выглядят и велосипеды, которые помогали спортсменам того времени участвовать в том, что сейчас можно смело назвать "Главной Многодневкой".
Попробуйте представить, каково это — проехать на таком Peugeot (фото сверху) или Ondian (фото снизу) 400 км. Кстати, порой это занимало у спортсмена не менее 17 часов!
Победителю самой первой Тур де Франс не было суждено упрочить свой статус, победив в многодневке еще раз. В 1904 году Maurice Garin и еще 11 велогонщиков ждала дисквалификация. Основной причиной стало запрещенное использование поездов и автомобилей. Что интересно, с самого первого этапа начались разговоры и слухи о всевозможных "допингах". В начале 20 века еще не было такого обилия препаратов и добавок, поэтому спортсмены использовали эфир и алкоголь, чтобы притупить боль.
С самого начала Тур де Франс зародилась красивая традиция — устраивать финиш на больших стадионах, где спортсменов ждет толпа восторженных зрителей, красочная церемония и другие всевозможные чествования. В 1903 году таким стадионом был "Parc des Princes" (справедливости ради стоит заметить, что с 1975 финиш перенесен со стадионов на Елисейские Поля).
Полная информация по каждому из этапов
Интересная книга с детальным описанием гонки (жаль на итальянском языке)
Добавить комментарий