Считается, что жизнь человека с ограниченными возможностями полна тоски и унижения, боли и страха, беды и отчаяния. Обществу словно бы неловко за своих увечных, оно отводит глаза, оно стесняется: инвалиды плохо вписываются в благополучный контекст. Люди не любят говорить об этом. Не хотят, не могут. Но тут – как в спорте – нужно преодолеть и найти в себе силы. Через «не хочу». И тогда станет послушным даже… велосипед. Об этом рассказывают наши авторы.

Как летучая мышь

Бывший министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт, слепой от рождения, в своих мемуарах описал интересный случай. Будучи ребенком, он научился быстро и без посторонней помощи ездить на велосипеде. Малыш Дэвид досконально изучал маршрут, запоминал количество оборотов педалей от одного поворота до другого, а затем гнал по дороге на всех парах, надеясь, что не встретит на своем пути случайно зазевавшегося прохожего. Метод Дэвида Бланкетта и сейчас используют многие слепые люди. Однако большинство все-таки прибегает к помощи белой трости. При езде на велосипеде, как и при ходьбе, она выполняет сразу несколько функций: является щупом, буфером при столкновении, генератором звука, подсказывая характер препятствия на пути, а также служит сигналом для пешеходов и водителей. Но, удерживая в одной руке белую трость, а в другой руль велосипеда, большую скорость не разовьешь. Впрочем, не для всех это является целью поездки. Знаменитый слепой тенор Андреа Бочелли частенько ездит на велосипеде по семейным делам в сопровождении друзей, которые размеренно крутят педали параллельно с ним, положив руку на его плечо. Наконец, еще один оригинальный способ катания на одноместном велосипеде придумал незрячий американец Хуан Руиз, благодаря чему попал в Книгу рекордов Гиннеса. Свой метод он позаимствовал у летучих мышей и назвал человеческой эхолокацией. Во время катания Хуан цокает языком и слушает отраженный от окружающих его предметов звук. Но и этот метод не позволяет развить на велосипеде скорость. Выходом из ситуации становится тандем.

Один на двоих

Велосипед-тандем придумали два века назад. По легенде, его изобрел некий мужчина для своей жены, которая не умела ездить на велосипеде, но очень хотела разделить с мужем увлечение двухколесным средством передвижения. Что на самом деле побудило изобретателя создать тандем, никто не знает, но наверняка, без любви здесь не обошлось. Популярным тандем стал в конце XIX – начале XX века, а сразу после Второй мировой войны о нем как будто забыли. Тяжелый, неповоротливый, громоздкий, однако такой удобный для тех, кто не может самостоятельно сесть за руль, но так хочет покрутить педали. Тандем был и остается идеальным средством передвижения для слепых и слабовидящих людей. «Езда на нем похожа на танцы. Один в паре берет на себя управление, а второй полностью ему доверяет и подчиняется», — говорит слепоглухая спортсменка из Оттавы Пенни Леклер. Действительно в тандеме жестко распределены роли велосипедистов. Спереди сидит пилот, который отвечает за управление, торможение и переключение скоростей. Сзади — стокер (от англ. stoker – «кочегар»), который добавляет мощности, как будто подкидывает в топку дрова. Подобрать пилота, как и стокера, — дело не из легких. Американцы создали специальный сайт, на котором люди с ограниченными возможностями здоровья могут найти партнера по езде в тандеме. Вы регистрируетесь, заполняете анкету, в которой указываете рост, вес, тип езды и свой опыт в педалировании. Затем находите пилота или стокера, списываетесь с ним и уточняете характеристики велосипеда, дни и время суток для прогулок, а также согласовываете маршрут. Понять, подходит ли партнер или нет, вы сможете после первой же поездки. «По манере педалирования я сразу могу сказать осторожный человек, застенчивый или полон энергии», — рассказывает Пенни Леклер. В Мексике к помощи интернета в таких случаях не прибегают. С 2010 года в центре Мехико проходит акция «Слепая тропа». Утром каждого воскресенья группа волонтеров от трех общественных организаций бесплатно организует для людей с нарушением зрения велосипедные прогулки по городу. Зрячие добровольцы выступают в качестве пилотов, стокером может стать любой желающий независимо от пола и возраста.

Нас не догонишь

Велотандем среди людей с нарушением зрения является паралимпийским видом спорта. На прошлых летних Играх в Пекине в этой дисциплине блеснули испанцы, англичане, американцы, австралийцы, голландцы, поляки и украинцы. Золото в спринте и гонке на километр выиграли англичане — пилот Барни Стори и стокер Энтони Капес. Кстати, Энтони является шестикратным Паралимпийским чемпионом и кавалером Ордена Британской Империи. Не менее известный стокер — Кариса Уитсел из США. Эта 23-летняя хрупкая блондинка вместе со своей напарницей Кэти Комптон на Паралимпиаде в Афинах в 2004-м завоевала 4 золотые медали. Российские спортсмены таким урожаем похвастаться пока не могут. «В нашей стране это довольно новое движение, но оно уже набирает обороты. Одни из самых активных регионов, где занимаются этим спортом, — Костромская, Липецкая, Тамбовская, Рязанская, Нижегородская области, а также Санкт-Петербург. Проводятся чемпионаты мира среди слепых и слабовидящих как на шоссе, так и на треке, в соревнованиях участвуют 25 — 30 стран», — рассказывает в интервью журналу «Provelo» cтарший тренер сборной России по велотандему среди слепых Сергей Наливкин. Еще к вышеперечисленным регионам недавно прибавился Калининград. На Чемпионате России по велосипедному спорту среди слепых и слабовидящих на шоссе калининградский экипаж Владимира Дворянчикова и Павла Маткова завоевал бронзовую медаль в гонке с раздельным стартом на 25 километров и золотую медаль в групповой гонке на 60 километров. Думается, что этих ребят мы увидим на ближайшей летней Паралимпиаде в Лондоне. Кстати, соревнования на треке по этой дисциплине пройдут 30 августа — 2 сентября в Олимпийском велопарке в Лондоне, а на шоссе 5 — 8 сентября на гоночной трассе Брэндс Хэтч.

Своими руками

Среди незрячих и слабовидящих людей много не только первоклассных стокеров, но и мастеров велосипедного дела. В СССР на предприятиях Общества слепых в Ступино, Коломне и Калининграде слепые нарезали велоспицы, а в Саранске делали педали для детских «Зайчиков» и ручки для руля. «В Пензе на заводе им. Фрунзе инвалиды по зрению изготавливали велосумки для инструментов с креплением на раму велосипеда или под седло, а еще делали шланги для соединения насоса с велошиной и сами насосы для накачивания шин спортивных, дорожных и детских велосипедов. В 70-е пензенский завод выпускал многоскоростные мужские и женские велосипеды, кроссовые велосипеды для подростков, детские двух- и трехколесные и даже грузовой трехколесный велосипед «Велорикша», делал велосипеды и самокаты для пензенского цирка», — говорит старший научный сотрудник Центрального музея им Б.В.Зимина ВОС Наталья Кузьмина. Вклад незрячих людей в общее дело был огромен. До сих пор в Центральном музее им Б.В. Зимина Всероссийского общества слепых, который находится в Москве, хранится сувенир от Пензенского завода – крошка-велосипед с надписью «В день 50-летия ВОС от коллектива велосипедного завода им. Фрунзе».

Фото: Анна Пак

Статья опубликована в журнале Provelo№7 2012