В предыдущем сравнительном обзоре, посвященном найнерам-двухподвесам от Kona (Kona Hei Hei 2013 и 2012), мы сделали заключение о некоторых современных тенденциях производителей кросс-кантрийных байков: увеличение маневренности за счет внесения изменений в геометрию рамы, уменьшение количества звезд системы, расширяющее диапазон рабочих передач. Но озвученное производителями Kona снижение цен на двухподвесы, скорее всего, окажется приятным слухом.

Сегодня мы рассмотрим найнеры-хардтейлы на примере бюджетных моделей от GT — GT Karakoram 3.0 Hydr 2013 и его старшего брата —  GT Karakoram 3.0 2012.

 

GT Karakoram 3.0 Hydr 2013

GT Karakoram 3.0  2012

Цена вопроса

Рекомендованная производителем розничная цена  на GT Karakoram 3.0 Hydr 2013  сегодня — 768$, или в переводе на наши деньги что-то в районе 23800р. Это на 3400 р. выше цены на прошлогодний велосипед. MSRP его в начале 2012 года составляла 20416р, к концу сезона традиционные скидки сократили ее до 17353 р. Такое же таяние цен коснется и  GT Karakoram 3.0 Hydr 2013 где-то в будущем конце сентября, но ожидание скидок хуже самих скидок. Если вы молоды, сильны и вкручиваете даже во сне…

Я не смог ждать до сезона скидок, купил и не жалею. Этот велосипед стоит каждой затраченной на него копейки.
Учитывая то, что в версии 2013 года установлена гидравлика, инфляция ценообразования этой линейки не коснулась.

Найди 10 отличий…

Увидев впервые на фото  GT Karakoram 3.0 Hydr 2013, сразу заметил отличия в геометрии рамы от его предшественника, поскольку именно на GT Karakoram 3.0 2012  откатал ползимы, весну, лето и катаю до сих пор. Как любой наездник, я буквально физически чувствую особенности всех изгибов его гордого остова, я сросся с этой, конечно, в большей степени субъективной характеристикой моего «коня», и любые отличия от этой нормы мгновенно режут глаз…  Рама новинки сезона смотрится несколько угловато и грубовато — нет прежней плавности в линиях и объемных соотношений образующих раму труб.

Цифры спецификации этих моделей, найденные на офсайте GT,  говорят, что параметры ростовок нисколько  не изменились. 

 

Но что-то не дает покоя, когда сравниваешь эти рамы.

Подседельная труба у GT Karakoram Hydr  3.0 2013 прямая, у его предшественника — несколько изогнутая. Верхняя труба рамы у GT Karakoram   3.0 2012  выглядит массивнее, толще, а нижняя в месте соединения с рулевым стаканом и верхней трубой выгнута кверху. Рубашка троса переднего переключателя скоростей идет внутри нижней трубы рамы у GT Karakoram Hydr  3.0 2013, у GT Karakoram   3.0 2012 — вдоль верхней трубы, т.е. имеем дело со случаем,  когда используются переключатели с разной тягой и технологией проводки тросов, явно перекочевавшей в раму от Аваланчей.

Дропауты у  GT Karakoram Hydr  3.0 2013  имеют значительно большую «проушину», что, хоть и облегчает раму на пару граммов, но не способствует ее прочности.

Следующий рисунок максимально точно показывает разницу в геометрии этих Каракорамов.

Можно посмотреть и на фото. Такая картинка получается, если в графическом редакторе очистить фон обеих фотографий и наложить один слой с байком на другой.

На фото байки расположены так, что  верхние трубы их рам параллельны. Длины верхних труб кажутся  одинаковыми, подседельных — тоже (а по спецификации они разные, ведь перед нами ростовки L и XL!),  рулевые стаканы разной высоты и углы, под которыми сварены трубы рамы, различные (как по документам) . За счет этого и колесная база различается на 1,5 см. Только странно, оранжевый байк ростовки L, а красный — XL (если судить по высоте рулевого стакана, которая по документам у XL на 1 см больше), значит, по той же спецификации, у него колесная база должна быть больше, а не наоборот, как на этих фотках. Вот это-то и не давало покоя с первого взгляда, некий геометрический диссонанс, ощущаемый в фотографии GT Karakoram Hydr  3.0 2013. Что это, какие-то дефекты съемки или на снимке, взятом с офсайта, одна из тестовых моделей, которых перед окончательным утверждением в конструкторском бюро бывает множество? Но будем ждать гостя, в феврале грядущего года он должен появиться, в частности в сети магазинов «Триал-Спорт». Тогда и станет все ясно. Не поленюсь и съезжу в магазин, чтобы XL со своим L сопоставить.

Малыш становится зубастее…

Новая система — SR Suntour XCM-T414, 44/32/22T — против старой SR Suntour XCT-V2-T302-PB, 42/32/22T
Система GT Karakoram  Hydr 3.0 2013 получила дополнительные 2 зуба на большой звезде, но вряд ли от этого  приобретения байк станет на практике намного быстрее. Если честно, не нужны ему эти лишние зубы. Не шоссер он, чтобы брать количеством зубов. Могу говорить уверенно, потому что не раз совершал на нем полуторастакилометровые асфальтово-грунтовые заезды. На большую звезду переходить приходилось только на спусках, по ровному тяжеловато долго идти и с 42 зубами. Причем предельная скорость на 4-градусном спуске при усиленном педалировании на максимальной передаче была 65 км в ч. Теоретически можно было бы и больше выжать, но явственное ощущение того, что байк сейчас взлетит, появляется, когда на одометре чуть за шестьдесят, и становится страшно, что жизнь твоя зависит от фатального камня, окажись он случайно под колесом, — нет на такой скорости устойчивости совершенно, теряется она.  Так что зря лишние зубы добавлены. Нет к ним объективной мотивации.
Каретка осталась прежней по качеству, Tange Sealed, под квадрат. Это не совсем хорошо, потому что как ни затягивай шатуны на квадратной оси, через 1000 км они опять начнут скрипеть, всякий раз пугая первой мыслью, что в каретке посыпались подшипники. Шатуны на окталинковой оси каретки так  не скрипят, даже если  несколько разболтались…

Девятая звезда

Новая кассета Shimano CS-HG20-9, 11-34T, 9-Speed Cassette — против старой  Shimano CS-HG31, 8sp, 11-32T.

Кассета стала 9-звездочной. Что в принципе неплохо, когда передних звезд все же две, а не три — больше рабочих скоростей и плавнее переходы.

Но мне доводилось взбираться в двухкилометровую 4-градусную горку на самых нижних передачах, когда на малой передней 22 зуба, а на задней большой звезде — 32. Каденс существенно зашкаливал за 120, а скорость при этом была всего 9-10 км в ч. Теперь же соотношение на 2 зуба больше в сторону увеличения каденса при одновременном  уменьшении скорости. При небольших (до 10 градусов) подъемах переключаться на  девятую звезду смысла нет. Легкость педалирования убьется частотой вкручивания.

Конечно, для более крутых подъемов, градусов в 20-30 есть смысл использовать и эту передачу. Но это уже горы. И GT Karakoram   Hydr 3.0 2013 — это, прежде всего, горный велосипед.

В ободах правда есть?

Новые обода — Alex TD19, Double Wall, 32H против старых Alex TD25, 32H, 29"

За характеристиками  ободов Alex TD19, которые сменяют старые добрые Alex TD25 в комлектации GT Karakoram   Hydr 3.0 2013,  к Google обращаться не стану, потому что знаю их хорошо, не новые они в велопроме, больше 2000 км на таких, пистонированных и двустенных, откатал в свое время. Но и двойная стенка и пистоны в качестве гаранта суперпрочности себя не оправдали — пришлось быстро научиться работе со спицевым ключом, чтобы быстро исправлять биения колес, в большей степени заднего. Конечно, вес в 110 кг при достаточно агрессивном катании серьезное испытание на прочность не только ободов, но и всего байка. Но после них я катаю почти год на Alex TD25, и даже забыл что есть такой инструмент, как спицевой ключ.

Не совсем понятно, зачем менять крепчайшие обода на более мягкие? Только разве из-за пистонов. Пистонированные обода, действительно, выглядят намного эстетичнее…
 

Затормозим по-взрослому…

Новые тормоза Tektro Htc-300 Hydraulic Disc, W/ 160mm Rotor — против старых —  Tektro Novela Disc, ротор 160мм

Гидравлика от  Tektro это, конечно, не Хайесы или Эликсиры, не так котируется в среде велоснобов, но все же это уже не механика, более высокий уровень и в технологическом отношении и в ценовом. Уже не нужно волноваться, что при резком торможении оборвется тросик, зато нередки случаи, когда начинает внезапно течь гидролиния. Особенно в ценовом сегменте  Tektro Htc-300 Hydraulic Disc.
Уверен, многие летали через руль, проапгрейдив механику на гидравлику и впервые попробовав притормозить на обновке. Резкие они очень, требуют привычки.

Но если и переходить на гидравлику, то на более высокого качества, не хотелось бы оказаться в чистом поле с разгерметизировавшейся гидролинией в мороз зимой или за несколько десятков километров летом. В этом плане механика надежнее.

В целом же тенденция перевода на гидравлические тормоза характерна для многих, в том числе, бюджетных моделей велосипедов различных брендов. С механикой в линейке Каракорамов остался только Каракорам 4, который в прошлогодней версии вообще  был на вибрейках. Вибрейки же, похоже, остаются теперь достоянием только шоссейников, да истории MTB, поскольку гибриды и «циклокроссеры» тоже практически повсеместно переводятся на дисковые тормоза.

 

Большой плюс для мягкого места

Новое седло All Terra Tacoma против старого WTB Pure V Sport

Кто катал на байке, оборудованном седлом WTB Pure V Sport, не даст соврать — жесткое оно очень. Первые 20 км еще ничего, а вот дальше… Кажется, производители этого седла были с корпоративном сговоре с коллегами по производству велотрусов с гелевыми памперсами. Потому что без таковых перспектива оказаться без заднего места для велосипедиста, замахнувшегося на хотя бы 50 км пробега, очень далека от метафоры.
Новое седло выглядит несколько мягче.
 

Цепи

На чайнике стоимость новой цепи KMC Z99 — 25 баксов, старая, KMC Z72, стоит 15 баксов. Вопрос, зачем платить больше, если  KMC Z72 довольно-таки прочная цепь, честно переносящая нагрузки и при должном регулярном уходе не убивается (не сильно растягивается) даже после 2000 км?
Скорее всего, поскольку Karakoram 3.0 2013, поднялся на одну ступеньку  выше по своей велосоциальной лестнице (гидравлика тому свидетель!), ему совершенно не к лицу пятнадцатидолларовая цепь, а к лицу ему та, что на 10 баксов дороже.
 

Вообще комплектация найнеров от GT в целом формируется без какой-либо четкой системы. Зачем горный велосипед получает увеличенную переднюю звезду и более слабые обода, оставаясь на бюджетной каретке под квадрат? К чему дешевая гидравлика, смысл оставлять покрышки, которые за сезон покрываются мелкой сеткой трещин и никуда не годятся в плане проколостойкости? Можно перечислять и дальше…
Производитель просто твердо знает: главное, что характеризует прогресс — это отличие, хоть какое-то от прежней версии, потому что влюбленный в свой девайс велосипедист сам последовательно проапгрейдит его до совершенного на его взгляд и кошелек состояния.

Вот я тоже, нахваливаю стоковую комплектацию, а сам уже и систему себе присмотрел и гидравлику, и вилочку пневматическую и…
А вы разве нет?