Шон Келли – ирландский велосипедист, один из самых успешных спортсменов 80-х и один из лучших гонщиков всех времен. Он участвовал в общей сложности в 193 профессиональных гонках, выиграв 9 классик. Семь лет подряд побеждал в гонке «Париж – Ницца», покорял испанскую «Вуэльту», «Джиро д`Ломбардия», «Милан – Сан-Ремо», «Париж – Рубе» и «Льеж – Бастонь – Льеж». И это далеко не полный список его достижений.

Спортсмен продержался на первом месте в рейтинге FICP шесть лет как самый успешный велогонщик года. В 1984 году он отпраздновал 33 победы в важных заездах.

Карьера Келли примечательна тем, что ее пик приходился на несколько эпох «Тур де Франс» – от Эдди Меркса до Лэнса Армстронга. Его первый в жизни «Тур» был первым и для Бернарда Хино, тогда они сражались друг с другом на 15 этапе в спринте. Грег Лемонд и Лоран Финьон появились в начале 80-х и стали серьезными соперниками для Келли. Он успел застать зарю карьеры Лэнса Армстронга и Мигеля Индурайна. Спортсмен множество раз обходил Стивена Роша и Франческо Мозера, Клода Крикьельона и Эрика ван дер Рардена. 

Взрослое детство

Келли был вторым сыном в семье фермера, имеющего 19 гектар земли в Керрагдаффе, Ирландия. В 13 лет мальчику пришлось бросить школу – пришлось заменять отца, который лежал в больнице Уотерфорда с язвой желудка. А в 16 он стал работать каменщиком.

Брат Шона продолжал посещать школу, которая находилась довольно далеко от их фермерства. Благодаря этому в семье появился первый велосипед. Увлекшийся ездой будущий чемпион в 1970 году победил на местном заезде протяженностью 13 км, с отрывом в 3 минуты. Одерживая победу за победой, он выиграл Национальный юниорский чемпионат в Банбридже.

Любительская карьера

Теперь Шону было не до тяжелой работы – он полностью посвятил себя велоспорту. 1974 год – покорена гонка «Shay Elliot Memorial race», 1975 – Тур Ирландии. В 1976 году его и еще двух ирландцев взяли в английскую сборную для участия в Олимпийских играх, которые должны были проходить в Монреале, Канада.

Подготовка проходила в Южной Африке, куда Келли отправился с командой. Ехали туда под вымышленными именами из-за национальной политики страны – апартеида. Однако там их заприметили папарацци, хорошо разбиравшиеся в велоспорте. В итоге до Международного олимпийского комитета дошла информация, что в английской сборной участвует три ирландца и два шотландца. За это Келли и его соотечественников отстранили от гонок на шесть месяцев и навсегда – от участия в Олимпиаде.

Не имея возможности отправиться в команду, спортсмен вернулся домой, выиграв в 1976 году Тур Британии. После того, как он одержал еще несколько побед, к нему обратился тренер Джонни Моррис, предложив 25 фунтов стрелингов в неделю, бесплатное проживание и 4 франка за километр в каждой выигранной гонке. Келли выиграл 18 из 25 гонок, а также одержал победу в любительской «Джиро д`Ломбардии». Это произвело впечатление на двух французских менеджеров Жана де Грибальди и Курилле Гимарру.

Грибальди отправился в Ирландию без предупреждения, чтобы забрать его в профессиональную команду. Он долго искал Келли, не зная лица и точного адреса спортсмена. Через некоторое время был подписан контракт на 6000 фунтов стерлингов в год. Таким образом, спортсмен стал частью французского велоспорта, вступив в команду «Фландрия».

Профессиональная карьера

В составе «Фландрии» ездил чемпион мира Фредди Мертенс, поэтому пока Келли негде было разогнаться. Тем не менее, в первый день своей профессиональной карьеры он пришел десятым, что для новичка было очень высоким показателем.

Через некоторое время, проявив себя, Шон стал доместиком Мертенса, блестяще выступив на «Париж – Ницца». После этого, будучи помощником, он смог выиграть несколько этапов «Тур де Франс» и первого этапа «Тура Романдии».

Келли остался с де Грибальди еще на два года. А в 1978 году известный гонщик Мишель Поллентьер был отстранен от «Тур де Франс» за допинг, попутно «вылетев» из команды. Спортсмен основал собственную, отчаянно захотев видеть Келли ее лидером. Несмотря на отличный состав, логистические проблемы были очевидными – велосипеды были в ужасном состоянии. Дошло до того, что команда отказалась от участия в «Париж – Рубе». Начались проблемы в руководстве команды, был заменен менеджер. Келли решил подняться выше неурядиц и поехал сам.

Через некоторое время на спортсмена начали сыпаться предложения, поэтому его текущему руководству пришлось поднять оплату аж до 30 тысяч фунтов стерлингов с различными бонусами. Затем руководство решило усилить команду, пригласив другого спринтера, Эдди Планкерта, и роль Келли в ее составе стала непонятной.

Став довольно известным спортсменом, одним из лидеров велоспорта тех времен, Шон стал получать новые предложения.

Пик карьеры

Осенью 1983 года Келли показал, что у него еще большой потенциал. Участвуя в «Джиро д`Ломбардии», он смог выиграть спринт на узком поле, обойдя таких фаворитов, как Франческо Мозер, Адри Ван дер Пол и даже Грег Лемонд.

Весной следующего года он показал еще больший результат – выиграл «Париж – Ницца», а затем покорил «Тур де Франс», хотя тут ему повезло, так как гений велоспорта Бернар Ино тогда получил травму колена. В этом же году он занимает второе место на «Милан – Сан-Ремо» и «Туре Фландрии», выигрывает «Париж – Рубе» и «Льеж – Бастонь – Льеж».

В 1984 году Келли отпраздновал 33 победы в серьезных заездах. Он наконец-то стал фаворитом в «Гранд-Турах», хотя на следующем «Тур де Франс» занял лишь пятое место.

В 1985 году он вновь побеждает в «Париж – Ницца», захватывает зеленую майку на «Тур де Франс», заняв на нем четвертое место. В конце сезона становится первым в «Джиро д`Ломбардии».

В 1986 году он почти издевательски побеждает в очередной «Париж – Ницца», приходит вторым в «Туре Фландрии» и первым в «Париж – Рубе», третьим – в испанской «Вуэльте». А вот «Тур де Франс» закончился провалом из-за серьезной аварии.

В 1987 году он снова приходит первым в «Париж – Ницца». Участвуя в «Вуэльте», он три дня лидировал, однако, подхватив инфекцию, покинул гонку. В «Туре» его невезение продолжилось – он разорвал связки на плече. После занял пятое место на Чемпионате мира и третий раз подряд выиграл «Тур Ирландии».

В 1988 году он в седьмой, последний раз победил в «Париж – Ницца». Через несколько недель покорил «Гент – Вевельгем», а через некоторое время и очередную «Вуэльту». А вот в «Туре» он занял аж 46 место, признавшись после гонки, что ему не выиграть ее никогда.

Через некоторое время он переходит в голландскую команду «PDM», пробыв там до 1991 года. В ее составе он выигрывает «Льеж – Бастонь – Льеж», «Джиро д`Ломбардию», «UCI Road World Cup» берет зеленую майку в «Туре».

«Джиро д`Ломбардия» в последний раз была покорена в 1991 году, после чего о Келли постепенно стали забывать. А его последней выигранной классикой была «Милан – Сан-Ремо» 1992 года. Нельзя сказать, чтобы о нем забыли окончательно – иногда Келли снова собирался с духом и выигрывал сложные заезды.

Техника езды

Хотя некоторые спринтеры предпочитают оставаться в пелотоне до последних нескольких сотен метров, Келли мог вырваться далеко вперед. В подтверждение целесообразности его тактики в 1988 году именно таким образом была покорена «Вуэльта Испании».

Он показал, что отлично ездит в плохую погоду и умеет побеждать в «разделках».

После карьеры

Завершив карьеру велосипедиста, Келли стал англоязычным комментатором гонок на канале Eurosport. В 2006 году он основал первую профессиональную ирландскую команду «Шон Келли», в которой, помимо ирландцев, участвовали бельгийские спортсмены. В Бельгии же он открыл академию велоспорта.

Также Шон ездит по Европе, участвуя в благотворительных турах.

Он является предметом нескольких книг, включая его биографию и известную «Человек на все времена» авторства Дэвида Уолша.