Считается, что проблемы с коленями – профильное заболевание всех, кто много крутит педали. Мол, назвался велосипедистом – собирай. Так ли это?

Береги колени смолоду

Однако практика спортивных врачей подсказывает: куда больше проблем имеют не те, кто давно и действительно профессионально занимается велосипедами и много времени проводит в седле, а как раз начинающие, еще не успевшие ни ощутить собственного тела, ни узнать теорию безопасной езды. Именно оттуда, из юношеских ошибок идут хронические травмы и артриты, на которые уже накладывается многочасовой тренинг профессионалов. Вывихи, подвывихи, растяжения связок, локальные воспаления, травмы хрящей и разрывы менисков – не вылеченные вовремя, забитые анальгетиками и удалым «потерплю!» с годами превращаются в настолько серьезные суставные патологии, что лечить их можно уже только оперативно. Есть ли возможность не допустить таких проблем?

Выносливые и хрупкие

Коленный сустав, наряду с запястным, считаются самыми хрупкими сочленениями нашего организма. Это сложный сустав, образованный соединением бедренной и большеберцовой костей, в передней части прикрытый надколенником (коленной чашечкой). Все элементы сустава прикрыты т.н. суставной сумкой – внутри этой соединительнотканной капсулы, наполненной особой жидкостью, называемой синовиальной, и происходят все движения в суставе.

Связочный аппарат коленного сустава представлен сухожилием, а так же множественными коллатеральными и крестообразными связками. Они ограничивают движения в суставе, но они же первыми и рвутся, если мы прикладываем чрезмерное усилие для выполнение того или иного действия, в частности, для придания суставу нефизиологического положения (а велосипедная езда, как ни крути – именно таковой, нефизиологичной, является). Поверхности костей, обращенные в сустав, покрыты скользким упругим гиалиновым хрящом, который позволяет безболезненно и беспрепятственно костям скользить друг по другу. Ту же функцию выполняют мениски – дополнительные хрящики, характерные для сложных суставов. Если синовиальной жидкости недостаточно, хрящ начинает высыхать, становиться жестким, деформируется и истончается, со временем изменяется даже сама кость. И это уже – ощутимая боль и серьезная проблема.

Как правильно ездить?

  • Подберите оптимальный каденс. При низком каденсе – меньше 60 оборотов – вы едете только на мускульной силе. Вам может сколько угодно нравиться мысль, что вот вы медленно крутите педали, а едите быстро – вашим суставам, поверьте, такое положение дел не нравится ничуть. Минимальное количество оборотов – 80-100.
  • Используйте контактные педали, но помните – с проблемами связаны не только обычные педали, но и чрезмерная свобода положения ноги: выбирая угол наклона пятки, всегда помните о физиологии.
  • Оптимально подбирайте конфигурацию велосипеда. Где распложено седло? Насколько поднято? Как установлен руль? Если вам неудобно, и если со временем неудобство растет – не надо убеждать себя, что вот, еще один поворот, еще час и тело привыкнет. Не привыкнет, а вот заболеть может. Лучше один раз хорошо подгоните под себя свою машину.
  • Следите за положением ноги относительно плоскости вращения. Бедро и голень должны быть в одной плоскости – вам не нужны колени ни откляченные наружу, ни прижатые к велосипеду, как это практиковали в давние времена всякие конские всадники. Только ровно!
  • Никогда не давайте нагрузку на неразогретые суставы. Если вы так спешите, что вам некогда размяться – воспользуйтесь разогревающими гелями, повязками и пр.
  • Следите за водносолевым балансом. Слишком много воды – вам будет тяжело, слишком мало – и суставы первыми почувствуют обезвоживание.
  • Вне занятий подбирайте правильную обувь, которая будет хорошо амортизировать удары о грунт, не ленитесь делать гимнастику и при признаках недомоганий обращаться к врачу.