В прошлых обзорах мы рассмотрели найнеры-двухподвесы и найнеры-хардтейлы 2013 года от двух именитых брендов Kona и GT в сравнении с их вариантами года текущего. Сегодня на очереди велосипеды-гибриды на примере GT Transeo Xr 1.0 2013 и  GT Transeo Xr 1.0 2012. Мы будем традиционно называть такой тип велосипедов именно гибридами, а не Urban/Sport-байками (дорожные/спортивные), как они позиционируются на офсайте, потому что против «спортивного» возразить трудно, а с «дорожным» можно сильно поспорить.

GT Transeo Xr 1.0 2013

GT Transeo Xr 1.0 2012

Сравнивая эти два изображения можно подумать, что технологическая велоэволюция прошла мимо модели 2013 года, оставив все как было. Разве что белый цвет непорочности с небесными полосами возвышает этот байк над серостью и обыденностью окружающего велосипедного мира. А нужна ли эта эволюция данной модели? Как известно, совершенство перестает эволюционировать. Предел достигнут, наслаждайтесь достигнутым…

Жесткая карбоновая вилка обеими ногами голосует за возврат в стихию асфальтовых гонок. Кто гонял на гибридах-хардтейлах, знает, как прирастает скорость при блокировании хода вилки на относительно ровных шоссе и как некомфортно чувствуешь себя при возвращении в собственно родную стихию горного велосипеда —  играющий горизонтом грунт, когда забываешь вилку разблокировать. Каждая неровность под колесами отыгрывается ударами рулем по рукам и если не научиться гасить эти удары, комфортной такая езда мало кому покажется. Тем не менее линейка GT Transeo Xr 1.0, самая дорогая и престижная в своем классе, нашла свою благодарную аудиторию.

Ригиды — гибриды?

Практически каждый велопроизводитель выпускает в числе прочих и линейку гибридов — байков, сочетающих в себе некий набор  универсальных возможностей, позволяющий одинаково успешно (теоретически!) преодолевать и асфальтово-шоссейные дистанции и чересполосицу грунта. Как правило, они отличались от типичного MTB двадцативосемьюдюймовыми колесами с относительно узкой резиной (35-42 мм), более «скоростной» геометрией рамы, трехзвездочной системой с 48-зубцовой большой звездой, более коротким рулем. Упор был сделан на возможность выжимать больше скорости на ровных участках при сохранении проходимости горного велосипеда. В числе прочего, мягкая передняя вилка существенно роднила гибриды с MTB, размер колес и покрышек определяли близкую связь с циклокроссами. Но появление жесткой, да еще и карбоновой вилки резко  нарушает баланс в сторону «шоссейности», превращая гибрид в блудного сына, наконец вернувшегося после долгих мытарств в объятия родного отца, циклокроссового велосипеда. Конечно, и рама осталась мтбшная и система трехзвездная, и руль не «баран», но тотальная ригидность суживает сферу массового применения этого вида байка на синусоидах грунта, а значит, это существенный шаг в сторону некой «гибридной» элиты, заявка на оставление в скором времени рядов MTB навсегда.

Действительно, зачем изменять совершенство?

Рассматривая две спецификации этих гибридов-погодков, поначалу начинаешь недоумевать, потому что идентичность заявленных производителем показателей в обеих моделях порождает естественные вопросы: «Где?» и «Зачем?». Где отличия, закономерно должные присутствовать в новом варианте? И зачем говорить о новом варианте, если нового-то ничего и нет? Все осталось как было… Та же рама, та же вилка, та же трансмиссия, та же тормозная… И педали и подседел, и седло, которые традиционно хотя бы из приличия меняют в комплектации новой модели!
Зародившиеся сомнения, что контент-менеджеры офсайта намудрили, опубликовав для двух разных моделей одну и ту же спецификацию, были развеяны продолжительным рысканьем в закромах дядюшки Гугла. Есть разница! Только чтобы ее обнаружить, надо очень сильно постараться. Но сразу в голову просится мысль, почерпнутая из курса школьной физики, о погрешностях, которыми можно пренебречь. Пренебрегая ими в данном случае, мы видим братьев-близнецов, одетых, правда, в разные костюмы.

Комфорт прежде всего!

Карбоновая вилка модели 2013 года выполнена из того же материала, что и предыдущая, только с одной маленькой деталью, голосующей прежде всего за комфортность передвижения — проушинами для крепления крыла. Теперь счастливому обладателю GT Transeo Xr 1.0 2013 не нужно будет изобретать что-то самому в попытке приладить защиту от грязевых потоков на переднее колесо, достаточно только вывернуть два болтика, заботливо вложенных в комплектацию производителем, и закрепить ими усы дорожного крыла. Вот только зачем гибриду Х-класса крылья? Но на этот вопрос каждый всегда отвечает сам.

Зубы лишними не бывают

Кассета Shimano HG62 Deore 10spd 11-36 в новом варианте против Shimano HG62 Deore 10spd  11-34 в старом.
Что дает разница всего в два зуба на большой звезде кассеты? Незначительный прирост в мощности при одновременной потере в скорости, если их становится больше, и наоборот, если их меньше. Учитывая то, что на ригиде вряд ли кто по собственному желанию выйдет на циклокроссовую трассу, этот прирост мощности совершенно ни к чему, ведь и при езде по асфальту нижние передачи редко когда бывают востребованными. Возможно, велоконструктор исходил из собственных ощущений, когда принял решение выбрать именно такую кассету для модели GT Transeo Xr 1.0  следующего года, например, не осилив горку от дома до конструкторского бюро на GT Transeo Xr 1.0 2012 с 34 зубами. Хотя вряд ли конструкторы гоняют на работу на своих детищах. А зря, лучше бы понимали, в какую сторону модернизировать.

Спицы-невидимки

Не удивительно, что поначалу не обратил на это внимание: в спецификации GT Transeo Xr 1.0 2013 на тех же ободах Maddux Explorer Pro стало на 4 спицы меньше и спереди и сзади. Соответственно, под такое количество спиц в вилсете используются и втулки того же производителя. В спецификации модели 2012 года их ровно 28 под 28 пистонированных отверстий в ободах.
Уменьшение количества спиц при той же прочности и жесткости обода однозначно говорит за использование байка исключительно в менее агрессивной среде, которой для гибрида является американский асфальт. Применительно к российским асфальтовым дорогам, местами вовсе непроходимым, это новшество может стать фатальным. «Дисковые» вилсеты, конечно, не столь критичны к восьмеркам, как «вибрейковые», но перспектива сложиться на большой скорости, угодив в колдобину, отныне более чем реальна для  GT Transeo Xr 1.0 2013.
Где логика, господа велоконструкторы уважаемой  конторы GT? Или это отличительный признак нового подвида гибридов, смело названный мною в начале статьи «гибридной элитой»?
Только вряд ли это оценит тот, кто привык гонять на неубиваемых ободах Maddux Explorer Pro  28 Hol на модели 2012 года. Ведь какая разница, к какому виду или подвиду отнесут специалисты твой байк, главное, чтобы он был надежным.
Ну нет, не могут так поступить велоконструкторы! И в этом убеждаешься, пересчитав спицы на фотографиях этих моделей. Их 24! Мистика! Спицы-невидимки…

Итого

Transeo Xr 1.0 2012  в прошлом, пардон, в текущем году покупали и покупают в ценовом диапазоне от 980 до 1259 евро (на 10 разных сайтах продавцов, в том числе и российских), на наши деньги это что-то в районе 40 — 48000р. На офсайте, к сожалению, цена не указана. Но, учитывая то, что комплектация практически не изменилась, можно предположить  стоимость модели 2013 года примерно в тех же ценовых рамках.