Жак Анкетиль – один из тех гонщиков, о которых не забудут никогда, вспоминая их и всегда ставя в качестве примера подрастающим спортсменам. Он был первым велосипедистом, который выиграл «Тур де Франс» 5 раз. Его потрясающие способности особенно проявлялись в гонках с раздельным стартом, за что поклонники дали ему прозвище «Господин Хроно» (Monsieur Chrono).

Помимо этого, Анкетиль стал первым французским райдером, выигравшим «Джиро» и носящим желтую майку «Тура» с первого до последнего дня соревнований. И первым велосипедистом, который выиграл три Гранд-тура за один год – испанскую «Вуэльту», итальянскую «Джиро» и, конечно же, «Тур де Франс».

Жак занимал особое место в сердцах британских болельщиков, которые в 1964 году присвоили ему титул «человека года».

Детство

Анкетиль жил с семьей в Нормандии, в горах над Руаном. Его отец был строителем, поэтому семья проживала в просторном двухэтажном доме.  Все шло хорошо, однако в 1941 году начались большие проблемы: отец наотрез отказался работать с фашистскими оккупантами, после чего у него не осталось работы. Семья стала заниматься сельским хозяйством, выращивая клубнику в селении Бурге. 

Здесь у Жака появился первый велосипед, «Alcyon». В возрасте 4 лет мальчик проезжал ежедневно по 1,5 км от деревни и обратно.

Когда Анкетиль вырос, он продолжал увлекаться ездой на велосипеде. С поощрения отца он вместе с другом вступил в местный клуб, где стал участвовать в локальных юношеских соревнованиях. В 17-летнем возрасте будущую звезду заметили, и в 1950 году Жак получает лицензию.

Однако велоспорт пока не приносил ему денег, поэтому он устроился на завод по своей квалификации – светотехником. Получая 50 франков в день, Жак никогда не забывал о езде на велосипеде. В итоге он рассорился со своим боссом, который не позволял ему готовиться к соревнованиям, так как на это уходило слишком много времени.

В веломагазине городка Соттэвиллэ Жак случайно познакомился со спортивным агентом Андре Буше, после чего в его карьере наступил новый этап. Его товарищами по команде были звезды: Клод Лебера, чемпион разделки, Жан Жорден, чемпион мира среди любителей, и Фрэнсис Базире, второе место в любительском чемпионате мира.

Анкетиль быстро прогрессировал, выиграв 16 раз в качестве аматора. В 1952 году он взял первый приз на любительском «Тур де Франс», национальном чемпионате и «Тур-де-Ла-Манш».

Превзойти Коппи

В 1954 году Анкетиля призвали в армию на два года, однако после уговоров тренера ему сделали интересное исключение. Ему разрешили участвовать в гонках, однако спортсмен обязан был побить мировой часовой рекорд. Учитывая то, что на это время приходился расцвет карьеры Фаусто Коппи, задача была очень сложной.

Коппи поставил рекорд в 45,848 км 7 ноября 1942 года, и на протяжении 14 лет никто не мог его побить. Анкетиль, в свою очередь, обязан был не только превысить эту цифру, но и отдать половину награды в армию, а остальные деньги должны были пойти в компенсацию матери погибшего в Алжире солдата.

23 ноября 1955 года Анкетиль был настроен решительно, однако он начал слишком быстро, и не дотянул до Коппи 696 м. Его вторая попытка также провалилась, и снова по той же причине. Причем Жак старался изо всех сил, настолько, что его помощники умоляли его прекратить такой жесткий напор, однако спортсмен не собирался сдаваться. Но Коппи снова победил. Однако через некоторое время Жак получил одобрительную телеграмму от капитана, который был восхищен его производительностью и упорством.

Восстановленная реплика трекового велосипеда Анкетиля, который выступал за команду La Perle.

В 1956 году Анкетиль снова предпринял отчаянную попытку одолеть Коппи. Они использовали велосипеды, схожие по техническим характеристикам. И, наконец, он побил рекорд своего героя, проехав за час 46,159 км. Спортсмены сдружились, Коппи дал Жаку свой автограф. В следующем году они противоборствовали на равных – Анкетиль стал профессионалом.

11 лет спустя, в 1967 году, Жак вновь побил этот рекорд, проехав 47,493 км, однако его не засчитали, так как спортсмен отказался проходить допинг-тест, который проводится после гонки. Он выступал против унижения велосипедистов, которых заставляют мочиться в палатке, стоящей прямо на переполненном велодроме, сказав, что готов пройти тестирование у себя дома, в гостинице. Спор затянулся и поднялся на высший уровень, после чего международный суд вынес решение не засчитывать рекорд.

Бог «Тур де Франс»

В 1957 году Анкетиль впервые выступил на «Туре» в качестве профессионала – и покорил его. Он по-прежнему состоял в национальной сборной, не связываясь с коммерческими командами.

В 1959 году Анкетиль феерично закончил последний этап «Тура» — на велодроме «Парк де Пренс» зрители буквально взорвали стадион криками. Фаворитами на той гонке были Анри Англаде и Федерико Баамонтес, поэтому победа Жака была скорее сюрпризом. Дело в том, что в это время сборная Франции была очень плохо сыграна – царила атмосфера сильной конкуренции, спортсмены не хотели работать друг на друга. Англаде за свою властность и непреклонность получил кличку «Наполеон».

Анкетиль постоянно издевался и демонстрировал холодное отношение к публике и ее мнению, всем своим видом показывая, что он занимается велоспортом исключительно ради денег. Эту позицию понимали другие гонщики, однако фанатов из-за этого у него было немного.

Гонщик любил циклокросс. На фото он в составе команды Ford-Gitane, 1960 год.

В 1960 году Жак не участвовал в «Туре», а вот 1961-й вновь обернулся победой, и так продолжалось каждый год вплоть до 1964-го. Он стал первым гонщиком, выигравшим «Тур де Франс» четыре раза подряд, побив рекорды Филиппа Тиса и Луизона Бобе, покоривших Гранд-тур подряд по три раза. Также, подобно Эдди Мерксу, Бернару Ино и Мигелю Индурайну, он выиграл «Тур» пять раз в общей сложности. Только Лэнс Армстронг смог превысить это число.

В составе команды Saint-Raphaël в 1962 году

«Тур де Франс» 1964 года стал запоминающимся зрелищем, в котором Жак показал себя с самой неожиданной, лучшей стороны. Его главным соперником был Раймон Пулидор, одна из звезд того поколения велосипедистов. Анкетиль же перед выездом выпил глоток шампанского на удачу, и в итоге сильно отравился. На подъеме на Пюи-де-Дом началась самая настоящая дуэль. Вверх вел очень крутой серпантин, велосипедисты постоянно бились друг об друга и терлись локтями… У Анкетиля было преимущество – он занял позицию с внутренней стороны горы, тогда как Пулидор ехал в основном над пропастью. 

Несмотря на полное истощение, Анкетиль смог победить в «Туре». Журналисты описали его крайне изможденное состояние таким образом: «Его лицо было фиолетовым, пока вообще не потеряло все цвета. Пот тек через складки щек, он находился в полубессознательном состоянии».

Менеджер Анкетиля, Рафаэль Джеминьяни, позже рассказывал, что в тот момент в мозгу спортсмена были лишь вычисления – сколько минут нужно выиграть, чтобы победить в общем зачете. Помимо этого, Джеминьяни не отрицает, что Жак был очень хитрым спортсменом, способным на любую уловку ради победы, поэтому где-то он мог пойти против правил ради нескольких секунд.

Позже аналитики пришли к выводу, что Пулидор проиграл лишь потому, что был деморализован сопротивлением Анкетиля, его душевными силами. У спортсмена было несколько шансов вырваться вперед, однако он ими не воспользовался, отвлекшись на соперника. 

Жак Анкетиль стал первым спортсменом, выигравшим все три Гранд-тура: два раза «Джиро», один раз «Вуэльту» и пять раз – «Тур де Франс». К тому же  он выиграл «Super Prestige Pernod International» четыре раза, и этот рекорд смог побить только Эдди Меркс.

Американский журналист Оуэн Малхолланд описал его езду так: «Вид Жака Анкетиля на велосипеде пропитан каким-то природным аристократизмом. Создается впечатление, что он сел на велосипед в первый же день своей жизни. С 1950 года, когда он участвовал в своей первой гонке, и 19 лет спустя, пока он не ушел в отставку, Жак сменил множество велосипедов, и на каждом из них он воплощал собой какую-то невыразимую уравновешенность».

Личная жизнь

Жак Анкетиль, помимо велоспорта, сильно увлекался астрономией, и для него даже устроили личную встречу с Юрием Гагариным. Рациональная сторона его характера странно контрастировала с крайним суеверием.

В 1964 году известная гадалка написала в газете, что Анкетиль умрет в 13 день гонки. Его жена Жаннин, прочитав статью, спрятала от него газету, однако слухи, конечно же, доползли до спортсмена, зародив в нем сильный страх. В тот день Жак отказался выходить из комнаты отдыха спортсменов, благо, она совпала выходным днем. Наконец, после долгих уговоров, он выехал на небольшую прогулку с Джеминьяни. 

Он выпил очень много вина, хотя на следующий день его ждал очередной этап, что шло вразрез с его обычным поведением. Анкетиль всегда славился своим профессиональным отношением к делу, правильной подготовкой и восстановлением, всегда следил за питанием и избегал приемов алкоголя накануне гонок, в отличие от многих других спортсменов. Этот стресс и сопровождающее его поведение в итоге повлияли на производительность велосипедиста на следующий день.

Жак Анкетиль взял в жены Жанин Боеда в 1958 году. Она была замужем за личным врачом спортсмена и имела от него двоих детей. Глядя на зарождающийся роман, врач принял решение не раздувать конфликт и развелся с женой по-дружески. Их брак был отдельной, тяжелой историей – Жаннин так и не смогла родить Анкетилю ребенка, из-за чего тот чувствовал себя несчастным, несмотря на любовь к жене.

Дочь Жанин, Энни, став совершеннолетней, не скрывала своей любви к Жаку и ревновала его к матери. Через некоторое время у Анкетиля оказалось две жены, с которыми он проживал в гражданском браке, причем женщин это вполне устраивало. Энни родила ему дочь, Софи, однако из-за постоянных ссор и ревности покинула дом. Чтобы заполнить пустоту в доме, Жанин пригласила своего сына от первого брака, Алена, и его жену пожить двумя семьями. Чтобы заставить Энни ревновать, Жак вступил в отношения и с женой приемного сына. Доминик также родила ему ребенка.

После такого количества любовных перипетий и Жанин, и Доминик написали истории своей жизни. Однако они договорились, что о Софи там не будет сказано ни слова.

Все принимают допинг

По этому поводу спортсмен держал откровенную позицию, не скрывая, что принимал наркотики. В интервью французскому телевидению он прямо заявил, что только дурак может подумать, что «Бордо-Париж» можно преодолеть только на воде.

Упоминал он и о том, что длительный заезд – это жара, холод, дождь и крутые подъемы, и без дополнительных ухищрений справиться с этим безумно сложно. Его коронная фраза – «Оставьте меня в покое, все принимают допинг», прозвучала в прямом эфире.

Что же касаемо допинг-тестов, спортсмен увиливал от них, как мог. Он нанимал лучших адвокатов и судился, и выигрывал эти суды. Конечно же, его нередко штрафовали, однако он зачастую оставался победителем.

Завершение карьеры

Последняя гонка Анкетиля происходила не во Франции. В 1969 году он выступил на треке в Антверпене, в Бельгии. Как ни странно, это произошло при полном отсутствии интереса СМИ.

Спортсмен ушел в отставку, чтобы стать фермером в своем поместье, расположенном неподалеку от Руана.  Позже он был корреспондентом «L`Equipe», комментатором телеканалов «Europe-1» и «Antenne-2», директором гонок «Париж-Ницца» и «Тур Медитерранеан» в Канаде, менеджером французских команд на чемпионатах мира, а также членом управляющего комитета Федерации французского велоспорта.

Его аналитика, вещаемая по радио, была признана особенно острой, и он приобрел немалую известность в Бельгии благодаря своему красноречию. Считается, что испанский велосипедист Луис Оканья смог превзойти Эдди Меркса на «Туре» благодаря тому, что накануне прослушал анализ Анкетиля касательно уязвимых мест великого спортсмена.

18 ноября 1987 года Жак Анкетиль умер во сне, находясь госпитализированным в руанской клинике. Диагноз – рак желудка. Его похоронили в небольшой деревеньке неподалеку от Руана, где воздвигли большой памятник с перечислением всех его заслуг, а местный стадион назвали в его честь. На данный момент в Париже проводятся работы по открытию музея его памяти.

Французы искренне любили и любят Жака.

К 10-й годовщине смерти Анкетиля организаторы «Тур де Франс» изменили маршрут гонки таким образом, чтобы она проходила через Руан.

Велосипедное сообщество приняло спортсмена как одного из умнейших велосипедистов всех времен, а после его смерти – как одного из самых величайших людей-загадок. Рафаэль Джеминьяни знал его лучше и ближе всех, и, будучи проницательным человеком, заявил, что несмотря на то, что Жак нередко доводил своего менеджера до нервного срыва, он был одним из величайших гонщиков, легендой велоспорта.