Велосипед в городе – не роскошь, а средство передвижения. И европейцы давно это поняли: велосипед помогает сэкономить время и деньги, экологичен по сути и приносит массу удовольствия. Устав от многочасового стояния в пробках и бесконечной толкотни в метро, одеваемся удобней и легче, восстанавливаем дыхание, подкачиваем шины и направляем колеса на запад.

1. Амстердам, Нидерланды

Его часто называют велосипедной столицей Европы из-за самой безопасной и протяженной сети дорог, предназначенных специально для велосипедов. Дети и взрослые — все крутят педали. Ещё в XIX веке по узким мощёным дорожкам жители Голландии передвигались на велосипедах. А сейчас более 40% жителей Амстердама используют двухколесный транспорт для передвижения по городу. Для велосипедов созданы охраняемые парковки, в том числе и около вокзалов. Например, парковка у центрального вокзала вмещает до 7000 двухколесных коней — и это абсолютный рекорд. Гости Амстердама легко могут разделить всеобщую любовь к этому виду транспорта, взяв велосипед напрокат в одной из многочисленных контор, разбросанных по всему городу.

Если увидите табличку MacBike – вам сюда. Это один из лучших прокатов в Амстердаме. В центре города находятся 3 пункта проката, работают 7 дней в неделю с 9 до 17.45. Стоимость проката – 9,5 евро в в день. Подробную информацию можно найти на сайте.

Другой альтернативой может быть StarBikes Rental. Эти байки ждут вас около центрального вокзала. Цены чуть ниже и вариативнее, чем у  MacBike.  От толпы других велосипедов СтарБайкс отличает стильный черный цвет и корзинка с завтраком, обедом или набором для пикника. 

Есть и другие варианты, например — Bike City, Damstraat Rent-A-Bike или Mike's bike rental, последний, кроме проката, предлагает интересные туры по городу, всю её можно найти здесь.

2. Барселона, Испания

В марте 2007 года в Барселоне был запущена система Bicing, провозгласившая красный велосипед новым видом городского транспорта.

Велосипедные станции проката, где велик можно как взять, так и оставить, стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Работает система так: барселонец может вечером выйти из своего дома, сесть на велосипед и отправиться на встречу с друзьями. У кафе он может «сдать» велосипед на стоянку и прогуляться по вечернему городу. А в конце прогулки взять на ближайшей стоянке другой велосипед и отправиться домой уже на нем. Увы, такая привилегия существует только у жителей города, которые должны зарегистрироваться в системе, чтобы пользоваться красными велосипедами. Для туристов доступны обычные станции проката, что тоже очень неплохо: ведь велосипедными дорожками может пользоваться каждый, у кого есть собственно велосипед. А их в Барселоне великое множество. Подмигивая специальными сигналами, они рассекают здесь вдоль и поперек, и даже по периметру.

В Барселоне также есть варианты самостоятельного передвижения на арендованном байке или в рамках велосипедного тура. Выбрать тут будет непросто – в городе более 400 станций проката.

Вот лишь некоторые из них: Barcelonabiking, BudgetBikes Barcelona, Fat Tire bike tours, Un Cotxe Menys — последний особенно заслуживает внимания.

Всю же подробную информацию о веложизни Барсы ищем здесь: о групповых и индивидуальных турах, прокате велосипеда на час или на день, в гордом одиночестве или с компанией друзей.

3. Копенгаген, Дания

35% всего населения Копенгагена ездит на работу на велосипедах. Эта отдельная транспортная категория, с которой считаются и которую уважают. Традиция использования велосипедов в качестве средства передвижения была положена в 1900-х годах и продержалась весь XX век — век автомобилизма между прочим. Для того чтобы ездить на работу на велосипеде, не обязательно покупать свой собственный. 125 специальных пунктов проката предлагают велосипеды в бесплатное пользование на несколько часов или на целый день, в каждом есть карта велодорожек города — выезд за пределы города карается штрафом. Нужно всего лишь оставить залог в 20 крон (около $3). В глубине Копенгагена есть во всех смыслах необычный квартал, где машины и вовсе запрещены – все ездят на велосипедах. Это государство в государстве – Христиания.

Для туриста в Копенгагене существует множество способов осмотреть город на велосипеде. Один из них — уже упомянутый ситибайк. На официальном сайте на карте обозначены места проката и зона, за которую выезжать опасно для жизни.  Другими альтернативами могут быть обычные пункты проката, например, Copenhagen Bike Rental или Kobenhavns Cykler (Copenhagen Rent a Bike).

4. Тронхейм, Норвегия

Велосипедисты всего мира обожают этот норвежский город за замечательное изобретение — велоподъемник, который работает как подъемник на горнолыжных курортах. Называется он Trampe. И хотя издали заметить его трудно, скрытый механизм выдаёт своё присутствие загадочным видом велосипедистов, медленно едущих в гору, но при этом не вращающих педали. Ещё загадочнее выглядят люди без велосипедов, медленно всплывающие на холм, стоя на месте, хотя никакого эскалатора заметить здесь не удаётся. Разгадку их движения можно увидеть лишь подойдя к холму поближе. Trampe по устройству похож на эскалатор. Его механизм полностью скрыт под землёй. Снаружи видна только узенькая щель, да ползущие в гору маленькие площадочки, в которые следует упираться ногой, сидя на велосипеде. Ещё на нижней (отправляющей) станции стоит колонка со считывателем смарт-карт. Пользоваться подъёмником нетрудно, главное помнить, что следует «протянуть вашу правую ногу назад, удерживая её над щелью старта и перенеся на неё свой вес».

Велосипед в этом городе бесплатно могут арендовать как жители, так и туристы.  Для этого нужно попросить в информационном офисе для туристов специальную карту, найти одну из 10 стоянок и разблокировать велосипед этой картой.

5. Базель, Швейцария

В среднем по статистике более 40% жителей Базеля регулярно использует велосипед как основное средство передвижения. На 190 тыс. населения приходится более полутысячи специальных велосипедных парковочных мест, а велодорожки оснащены особыми знаками дорожного движения. В Швейцарии является обязательным страхование велосипеда (в любом почтовом отделении продаются специальные марки, которые нужно наклеить на бампер). Кроме того, из Базеля на велосипеде можно добраться и до других городов Швейцарии по специальным трассам, и гористая местность этому не помеха.

Велосипеды можно взять напрокат на каждом вокзале. Здесь можно рассмотреть разные варианты – например, выбрать велотур, зарезервировать байк, и даже заказать подарочный купон на прокат велосипеда.

6. Берлин, Германия

Жители Берлина проводят значительную часть жизни на двух колесах. Менее 50% жителей Берлина имеют автомобиль, так что велосипед – один из популярных способов передвижения по городу. Трудно представить более совершенную систему велосипедного сообщения, чем в Берлине – более 15% всего транспортного сообщения приходится на велосипеды. В городе около 620 километров велосипедных дорожек и 710 великов на 1000 жителей. А те, у кого велосипедов еще нет, могут воспользоваться прокатом. Точки проката можно найти в любой части города, а ориентировку облегчают карты в интернете. В среднем день стоит 11-13 евро.

7. Мюнстер, Германия

Несмотря на то, что в Берлине делают все возможное для улучшения жизни велосипедистов, главным городом велосипедистов в Германии остается Мюнстер. Тут ситуация еще более впечатляющая. Велосипедов в городе в 2 раза больше, чем жителей, а именно 500 тыс. Нужно быть очень внимательным на улице и не ходить по красным велосипедным дорожкам, ведь по городу каждый день ездят около 100 тыс. велосипедистов, и они здесь чувствуют себя полными хозяевами. А еще лучше передвигаться на велосипеде, чтобы лучше почувствовать местный колорит, особенно в пешеходно-велосипедной зоне вокруг центра города. Такой, кстати, нет ни в одном другом городе Европы. Вообще в городе автомобилей крайне мало, и стоит заметить, что на перекрестках, именно велосипедисты пользуются правом преимущества перед машинами!

Помните правила и спешите в прокат! Мюнстер поддерживает имидж велосипедной столицы лояльными ценами – прокат стоит около 8 евро в день. Найти себе велосипед несложно – прямо на главном вокзале находится Radstation Münster Hundt с двумя сотнями велосипедов.

8. Страсбург, Франция

Страсбург часто называют лучшим городом Франции для велосипедистов, которых там 130 тыс. И разъезжают они по 500 километрам велосипедных дорожек. Система велосипедного движения была разработана в соответствии с движением трамваев, автобусов и поездов, чтобы сократить до минимума зависимость от автомобилей. Поэтому ищите велики недалеко от остановок трамваев и вокзалов. Например, на rue du Maire Kuss напротив вокзала и у трамвайной остановки Porte de l'Hôpital есть пункты проката.

Велосипедисты должны соблюдать правила движения – двигаться по правой стороне улицы и уступать пешеходам. А в сентябре страсбуржцы массово веселятся на Велофесте (Fete du Velo) и прославляют свой любимый вид транспорта.

9. Феррара, Италия

Феррара — маленький средневековый и ренессансный город области Эмилия-Романья на севере Италии. Несмотря на то, что город очень маленький по сравнению со всеми вышеперечисленными, он заслуживает отдельного внимания. Велосипедов в городе безумное количество, ведь для них созданы все условия — центр практически полностью закрыт для движения другого транспорта, везде есть велосипедные дорожки. Взять велосипед на прокат можно прямо около вокзала. Во многом благодаря этому удается сохранить древнюю архитектуру города, которая совершенно не подвергалась изменениям в течение многих столетий. Как таковой инфраструктуры для велосипедов здесь нет, но они повсюду как одна из важнейших составляющих жизни города.

10. Вена, Австрия

Венские власти давно уже приняли решение «пересадить» граждан и гостей города на велосипеды. Для этого в 2002 году была создана система проката велосипедов «Бесплатное колесо». В пределах внутренней части города были сооружены велосипедные терминалы, на которых велосипед можно было «отстегнуть» с помощью монетки номиналом 2 евро, в точности, как тележку возле супермаркетов. Но в Вене не были готовы к коммунизму: уже через несколько недель начались проявления вандализма по отношению к двухколесному другу: в общем, проект провалился. Но венцы не опустили руки. Уже в 2003 году был запущен новый проект с учетом старых ошибок. Велосипед можно брать на любой велосипедной парковке, предварительно регистрируя в парковочном терминале банковскую карту (можно также воспользоваться мобильным телефоном либо специальной картой для туристов Citybike Tourist Card). Прокатные велосипеды и парковки в Вене имеют желтый цвет и их хорошо видно издалека. Первый час езды бесплатный, за второй час с карты списывается 1 евро, за четвертый – 4 евро и далее каждый час стоит 4 евро. Время проката – до 5 суток. Особо находчивые туристы катаются бесплатно: велосипед можно взять на час, сделать перерыв на кофе, а потом взять опять – отсчет времени начнется по новой!

Но наш список был бы не полным без двух европейских столиц, которые являются, пожалуй, самыми яркими символами транспортной революции.

11. Париж, Франция

Парижский велосипедный проект начался в 2007 году: проснувшись 15 июля, парижане обнаружили на улице новый вид городского транспорта – серый велосипед. Сегодня – существует 1450 пунктов проката с 20000 велосипедов. Система называется Vélib’. Пользоваться ей очень удобно: находящийся у станции метро велосипед можно взять и сразу ехать, а, добравшись до места, оставить его в терминале ближайшего пункта проката. Первые полчаса проката бесплатно. Электронные табло на станциях показывают места расположения ближайших пунктов (через каждые 300 метров) и количество свободных велосипедов. Велокарта Парижа продаётся в каждом газетном киоске, а также её можно скачать здесь .

Но кроме серых велосипедов в городе огромное количество велосипедистов на личном транспорте. Мэрия усиленно поощряет эти инициативы парижан строительством велодорожек и разработкой новых правил дорожного движения, по которым велосипед будет иметь преимущество на дороге.  Остается пожелать Парижу в скором времени стать настоящей велосипедной столицей, преодолев проблемы вандализма, нехватки велосипедов на стоянках и невежливых водителей, которые значительно усложняют жизнь себе и окружающим велосипедам.

12. Лондон, Великобритания

Лондонцы тоже устали дышать загазованным воздухом и стоять в пробках — все больше жителей пересаживаются с автомобилей на велосипеды. Быть здесь велосипедистом стало модным, ведь мэр города Борис Джонсон — ярый поклонник этого движения. Каждый год в Гайд-парке он открывает сезон, лично возглавляя велопробег. Во многом благодаря этому в развитие велосипеда как городского транспорта вкладываются огромные средства. В 2010 году в прокат поступило сразу 6000 байков и открылись  400 стоянок. Проект носит название Barclays Cycle Hire /в народе — «велосипеды Бориса»/. Система работает по тому же принципу, что в Париже, Вене и Барселоне. Для того чтобы взять велосипед, необходима банковская карта, с которой нужно подойти к ближайшему терминалу и выполнить действия по инструкции на экране. Пусть пока с этой системой и не все гладко – не хватает велодорожек,  расстояния в Лондоне немаленькие, а водители не всегда согласны считаться с велосипедистами на дороге, но впечатляющее начало положено. Лондон всерьез готов превратить велосипед в обычный вид транспорта, и не только в городе, но и за его пределами.