Использование велосипеда как основного вида транспорта, в первую очередь, подразумевает наличие у водителя таких качеств, как храбрость, здравый смысл и логичность.

В последние годы все больше людей предпочитают велоспорт пешей ходьбе. Согласно исследованиям ученых, люди, выбравшие велосипед как основное транспортное средство, не так часто страдают от травм, требующих медицинского вмешательства. Даже обычное садоводство может принести здоровью больше вреда. Британский эксперт по безопасности движения и здравоохранения Малкольм Уордлоу отмечает, что в его стране в авариях погибает не более 10-15 велосипедистов ежегодно, что является довольно низким показателем.

«В год умирает около 200 пешеходов в возрасте около 65 лет, падающих во время ходьбы. Согласитесь, уровень смертности велосипедистов гораздо меньший. Причем из этих 15 человек большая часть не использовала шлемов» — говорит Уордлоу.

Позиционирование себя на дороге

Почему же многие велосипедисты испытывают такую сильную паранойю перед выездом на проезжую часть? Особое положение порождает страх. Восприятие риска езды на велосипеде не соответствует действительности. Нет ничего в этой жизни, что не подвергалось бы риску. Ключом к безопасной езде является управление страхом. Двигайтесь уверенно, чувствуйте себя частью дороги, и тогда водители автомобилей будут относиться к вам как к полноправному члену дорожного движения.

Велосипедисты должны научиться влиять на других людей на дороге. «Это в значительной степени определяется вашим поведением и тем, насколько искусно вы управляете велосипедом. От этого зависит отношение других водителей к вам – если вы заставите себя уважать на дороге, они не будут подвергать вас дополнительной опасности и рваться вперед.

Если на оживленном перекрестке большинство участников дорожного движения поворачивают направо и вы чувствуете, что позади вас едет несдержанный водитель, то имеется хороший шанс, что он догонит вас и попытается заставить повернуть за остальным потоком. Оставляйте ему меньше места для маневров, при этом становясь хозяином положения.

Правильное позиционирование – это ключевой фактор. Не жмитесь к бордюру и тем более не выезжайте на тротуар. Любой велосипедист должен вести себя подобно спортсмену, который едет в центре движущейся полосы движения. Вы обязываете других признать вас как полноправного пользователя дороги, а не того, кого можно было бы проигнорировать. Вы заставляете их думать. Однако для этого нужно наизусть знать ПДД и обладать достаточным опытом,  либо пройти курс профессиональной подготовки.

Плохой пример

Менталитет

Большинство людей, если их спросить, почему они не ездят по дороге, ответит: «это слишком опасно». Восприятие дороги как чего-то чрезвычайно опасного является основным сдерживающим фактором для популяризации велоспорта в целом. Однако это не единственная психологическая проблема, которую нужно преодолеть – их еще очень много.

Чтобы велосипед стал популярным видом транспорта, должно вмешаться государство: обеспечить участников движения охраняемыми парковками, удобной разметкой дороги, дорожными знаками. Автомобилисты также должны пересмотреть свое отношение к водителям велосипедов: давать им возможность свободно двигаться и не забывать о том, что они являются уязвимыми участниками дорожного движения.

Неплохим решением было бы уменьшение лимита скорости до 35 км/ч – это снизило бы риск столкновения и позволило бы велосипедистам, особенно женщинам, чувствовать себя безопаснее.

Реалии отечественных дорог

Все мы понимаем, что находимся в таких условиях, когда о велодорожках и добропорядочном поведении водителей авто приходится только мечтать. В каждом городе складывается собственная дорожная атмосфера. Поэтому присмотритесь, как ведут себя автомобилисты у вас: нет ли у них привычки превышать скорость, «проскакивать» на желтый свет, игнорировать пешеходов и так далее.

Если движение на улицах, по вашему мнению, достаточно спокойное, то можно не опасаться выезжать на дорогу. Если же вы живете в мегаполисе с бешеным движением и наглыми водителями, подумайте о дополнительных мерах безопасности – носите шлем, будьте предельно внимательны.

И никогда не забывайте о том, что лучше пропустить лихача вперед, даже если вы правы –избежите травм и больничной койки.

А так выглядит велодорожка в Потрленде.

7 советов для безопасной езды по проезжей части

  • Не жмитесь к бордюру. Вы должны ехать не ближе, чем на полметра к бордюру, а иногда и больше. Чаще всего небольшие ямы, кучки песка и мусора находятся именно на обочине дороги, поэтому будьте вдвойне внимательны Если же вы будете двигаться ближе к середине правой полосы (в разумных пределах), другие автомобилисты будут замечать вас, а вам не придется постоянно вилять между камнями и припаркованными автомобилями.
  • Будьте в поле зрения водителей авто. Прежде чем выполнять маневр, быстро обернитесь назад и посмотрите на едущего сзади водителя. Точно ли он заметил вас? Это очень важно сделать перед большими перекрестками и поворотами направо. Всегда помните, что отчасти и вы несете ответственность за фразу: «Извини приятель, я не заметил тебя».
  • Используйте сигнал. Использование сигнала может показать другим участникам дорожного движения, что же вы собираетесь делать. Вы, не спрашивая их разрешения, сообщаете им о своих намерениях. Посмотрите назад и удостоверьтесь, что можете выполнить маневр плавно и предсказуемо для автомобилиста. Если движение на улице – многополосное, обязательно попадите в поле зрения водителя и подайте сигнал о повороте. Показывайте движением руки в какую сторону собираетесь поворачивать. 
  • Круговое движение. Круговой перекресток таит в себе много сюрпризов для велосипедиста. Въехать в него, а затем и выехать, довольно легко – все это делается из правого ряда, что, несомненно, очень удобно. А вот преодолеть его правильно довольно тяжело, во многом из-за халатности автомобилистов. 
    Вот одна из опасных ситуаций: вам необходимо прямо проехать по кругу, минуя еще одну примыкающую к перекрестку дорогу. А вот автомобилисту из второго ряда хочется на нее повернуть. Как результат – возникновение аварийной ситуации. И хотя правило дорожного движения гласит, что поворачивать направо можно лишь из правого ряда, многие предпочитают его игнорировать.
    Поэтому на круговом перекрестке у вас есть два варианта безопасного проезда. Первый – вы едете согласно ПДД, если конфигурация перекрестка такова, что автомобили не имеют возможности разгоняться выше 30 км/ч. Второй вариант, наиболее безопасный – сойдите с велосипеда и на некоторое время станьте пешеходом.
  • Перекресток со светофором. Никогда не спешите проскочить перекресток в последние секунды. Это бесит водителей, ускоряющихся на желтый свет, и которые по случайности могут сбить вас. Лучше снизить риск, подождав лишнюю минуту, зато потом вы совершенно безопасно преодолеете участок с повышенной опасностью. Согласно последним постановлениям ПДД, вам не следует перестраиваться на другие полосы. Поворот налево на многополосном перекрестке также запрещен. Самый оптимальный и безопасный вариант – спешиться и пройти по пешеходному переходу.
  • Следите за припаркованными автомобилями. Проезжая мимо парковки или автобусной остановки, будьте предельно внимательны. Следите за выскакивающими на дорогу пешеходами и открывающимися дверьми. Проезжайте автобусную остановку очень внимательно, а миновав ее, сразу же вернитесь на свою полосу. Никогда не втискивайтесь между едущими рядом автобусами – это очень опасно.
  • Примыкающие дороги. Если второстепенная дорога примыкает к вашему пути, преграждая его, как вы поступите? Будьте предельно внимательны, обратите внимание на маркировку дороги. Вы едете по главной дороге – поэтому вас должны пропустить. Однако далеко не все автомобилисты поступают именно так. В случае необходимости лучше остановиться и пропустить водителей. Вы также можете спешиться и перейти дорогу как пешеход.

Удачи на дорогах!